27 сентября, в день двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий возглавил Божественную Литургию в кафедральном соборе святого праведного воина Феодора Ушакова.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики главного храма Мордовии, в том числе ключарь собора, секретарь Саранской епархии протоиерей Виктор Хохлов, ректор Саранской Духовной Семинарии протоиерей Алексий Зверев, настоятель храма в честь преподобного Серафима Саровского на ТЭЦ-2 иерей Максим Адамов.
После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес клирик кафедрального собора иерей Александр Сидельников.
Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня — праздник из числа двунадесятых, но стоит особняком среди них: он посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви.
В 326 году правитель Римской империи Константин Великий пожелал найти Крест, на котором три века назад был распят Христос. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Поиски оказались успешными: в земле под Голгофой обнаружили три креста, несколько гвоздей и доску с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Правда, доска лежала отдельно и понять, какой именно из трех крестов — Господень, было нельзя. Тогда решили прикладывать кресты к больному, и он исцелился после прикосновения ко Кресту Христову. Когда же мимо Голгофы прошла похоронная процессия, кресты приложили и к покойнику, и от прикосновения одного из крестов он воскрес. Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста вверх, чтобы все могли увидеть святыню. Так было положено начало празднику Воздвижения Креста Господня.
Константин, воодушевленный находками, велел построить в Иерусалиме храм Воскресения Христова (известный также как Храм Гроба Господня). Строительство было окончено только в 335 году. Царица Елена до этого события не дожила. 13 сентября 335 года храм освятили, а на 14 сентября (27 — по новому стилю) было решено установить празднование Воздвижения Креста Господня. На освящении храма съехалось множество епископов со всех концов Римской империи. Благодаря им традиция праздновать Крестовоздвижение распространилась по всему христианскому миру.
В день Крестовоздвижения вспоминают еще одно историческое событие. В 614 году Крест был похищен захватившими Иерусалим персами. Вернуть его удалось лишь 14 лет спустя, в 628 году, когда император Ираклий одержал победу над персами.
Дальнейшая судьба Креста малоизвестна. Почти сразу он был разделен: одну частицу царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Паломники, приезжавшие в Иерусалим, мечтали забрать частичку святыни с собой. Так уже в IV веке частицы Креста Господня разошлись по всей земле. Чтобы сохранить святыню от расхищения, ввели специальные меры: во время поклонения народа Кресту епископ Иерусалима крепко держал святыню руками, а стоявшие рядом диаконы следили за порядком. Иерусалимская и константинопольская части Креста бесследно исчезли во время крестовых походов XII–XIII веков.
По Церковному уставу празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста полагается особый чин — то есть служба. Это выглядит как небольшая историческая реконструкция событий IV века, которая происходит на вечернем богослужении накануне праздника (26 сентября): священник или епископ выносит крест на амвон и пять раз осеняет им стороны света (восток, запад, юг, север и снова восток). После крест выносят на середину храма с земными поклонами и пением тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.
2021 Официальный сайт Саранской епархии