Главная » Новости благочиний

Святитель Лука, исповедник Крымский, и Мордовии

Святый угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Своим подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова».

XX век принёс Русской Православной Церкви огромное количество святых – мучеников, которые ради Христа пошли на смерть, и исповедников, претерпевших лютые гонения, но оставшихся в живых. Большинство выдающихся и известных людей Церкви, живших в Мордовии в прошлом столетии, как раз из тех, кто под жесточайшим давлением, угрозой для жизни и благополучия своих семей не побоялся исповедать Господа. Святитель Лука очень тесно связан с Мордовией, хотя его исповеднические подвиги к нашей республике прямого отношения не имеют. Хотя в Ардатов он отправился из абсолютно христианских побуждений. Всем известно, что блистательный выпускник Киевского университета Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий вначале предпочел карьере учёного тяжёлую работу земского врача. Он желал направить свои медицинские таланты на помощь ближним, причём тем, кто острее всего в этом нуждался. «…Я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям», – писал в мемуарах святитель Лука.

Еще в начале нынешнего столетия ардатовский период в биографии архиепископа Луки был освещён скудно. Но благодаря трудам исследователей-энтузиастов, таких, как, к примеру, заведующий Ардатовским филиалом Мордовского республиканского краеведческого музея Зинаида Ивановна Киушкина, мы знаем и время пребывания будущего святого подвижника и гениального хирурга на нынешней Мордовской земле (это – 1905 год), и то, как он здесь работал.

…Амбулатория, стационар на 35 коек: по ритму и темпу работа земского врача мало отличалась от работы военно-полевого хирурга, которым Валентин Феликсович и служил до своего ардатовского периода. 14-16- часовой рабочий день, те же стоны и страдания измученных болезнью людей. Разница лишь в том, что единственному врачу приходилось быть и акушером, и педиатром, и терапевтом, и окулистом, и хирургом. Мы знаем, что молодой хирург отличался особой требовательностью к работе, которую он воспринимал, как служение, что он не терпел компромиссов. И это он пронесёт на протяжении всей жизни, и особенно явными станут эти качестве во время гонений на Церковь.

Предпосылки к созданию классических трудов по медицине будущего профессора Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, которые стали хрестоматийными, очевидно, зародились именно в Ардатове. Тем более, что здесь молодой хирург успеет сделать ряд разных сложнейших операций. Спустя несколько лет выйдет первая его монография «Регионарная анестезия». Потом последует защита докторской диссертации. Великий труд «Очерки гнойной хирургии» святитель начнёт в Ташкентской тюрьме в 1923 году, увидит опубликованным в 1934-ом, а в 1946-ом получит за него Сталинскую премию I степени – ею наградят действующего архиерея Русской Православной Церкви, который без устали обличал богоборцев в самых резких выражениях. Кстати, большую часть премии исповедник передаст детским домам.

Но есть еще один труд, написанный для библиотеки Московской духовной академии, которое называется «Дух, душа и тело». Таким видит человеческое естество Православная Церковь. За свою полувековую практику этот великий хирург и учёный, для которого не было «белых пятен» в человеческом организме, не увидел даже малейшего противоречия между учением Церкви о многосоставности человеческой природы и своим медицинским искусством.

Православная Церковь с неизменным уважением относится к профессии врача, в основе которой изначально лежит служение любви, направленное на Преодоление человеческих страданий. И традиционная медицина в России всегда была связана с православием. Прежде всего потому, что человеку, избравшему для себя медицину в качестве дела своей жизни, нужно христианское чувство милосердия, понимание необходимости служения своим ближним. И поэтому пример святителя Луки – удивителен, но не уникален (даже ему самому хотели дать имя в честь другого святого целителя - Пантелеимона. Но позднее, понаблюдав за работой профессора в университете и в клинике, епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) при монашеском постриге решил дать ему имя Лука в честь евангелиста Луки, по преданию, также врача и художника, который в Библии назван «врач Возлюбленный» (Кол. 4:14). Священников и даже епископов-учёных тоже немало). И этот пример очень важен для страшного XX века. Гениальный и, что важно, признанный учёный был гоним за веру, но громко о ней заявлял. Из-за его научных успехов он всегда оставался известным, и в тяжелое время тысячи людей смогли равняться на него в сохранении и отстаивании церковной жизни.

Святителя Луку Крымского, исповедника, почитают по всей стране. В конце 2014 года митрополит Саранский и Мордовский Зиновий освятил храм в честь святого врача в самом центре Саранска. Иконы святителя Луки хранятся во многих приходах Мордовии, в том числе, и в Кафедральном соборе святого праведного воина Феодора Ушакова.