У этого села говорящее название. Оно свидетельствует и о времени основания, и о трудолюбивых, смелых и сильных людях, от которых началась история этого местечка. «Слободами» назывались поселения у городов-крепостей, и в Стрелецкой Слободе жили стрельцы, служившие на Саранско-Шишкеевско-Инсарской засечной черте. Мы знаем, впрочем, и еще одно старинное обиходное название села - Лемжа, отсылающее к названию протекающей здесь реки Левжа. Основано село было приблизительно тогда же, когда и современная столица Мордовии – в середине XVII века.
…17 сентября Святая Церковь торжественно и молитвенно чтит икону Божией Матери, именуемую «Неопалимая Купина». Этот образ традиционно связывается с молитвами об избавлении от пожаров. «Радуйся, пламень огня угашающая росою молитв Твоих пред Престолом Вседержителя», — такие слова мы слышим в акафисте пред образом Пречистой Богоматери и Приснодевы Марии «Неопалимая Купина», глядя на который испокон веков православные христиане молятся о даровании помощи Богом и Пречистой Девой огнеборцам.
На главной фотографии вы можете увидеть список с этого известного с ранних веков христианства образа на приходе в Стрелецкой Слободе. Это одна из трех особо чтимых святынь старинного прихода. Приход, кстати, освящен в честь другой иконы Владычицы нашей и Приснодевы Марии – Казанской. И именно Казанский образ, специально написанный сестрами Пайгармской обители в начале прошлого века, является самой известной святыней Стрелецкой Слободы. Икона «Неопалимая Купина» и Казанский образ писаны на рубеже XIX и XX веков сестрами Пайгармской обители. Это неудивительно, потому что в монастыре находилась ближайшая к Стрелецкой Слободе крупная иконописная мастерская.
Третьей Богородичной иконой храма является образ Владычицы нашей и Приснодевы Марии, именуемый «Достойно есть». Когда-то прихожане выхватили его из костра, которые сложили богоборцы в печально известное время прошлого века. Ныне икона возвращена в храм и была отреставрирована.
****
Богородичные святыни стали неотъемлемой частью храма в Стрелецкой Слободе. Казанский образ был написан специально для местного прихода, причем по инициативе героев-фронтовиков. Больше ста лет назад во время страшного морского сражения Русско-японской войны почти два десятка уроженцев села по молитвам чудесно спаслись в страшном морском сражении. Об этом есть запись с обратной стороны икона:
«Сия святая Икона писана и освящена в Параскево-Вознесенском женском монастыре Инсарского уезда Пензенской губернии. Писана сестрами обители. Святая Икона сия Божией Матери «Казанской» сооружена усердием православных воинов, прихожан села Лемжа Инсарского уезда Пензенской губернии в память русско-японской войны, бывшей в 1904-1905 годах и в память чудесного спасения их от смертоносных орудий во время жестокого сражения с 13 по 21 февраля 1905 года...»
Конечно, бравые моряки просили сестер Пайгармской обители написать именно Казанский образ. Потому что совсем недавно в родном и любимом селе был освящен новый большой каменный храм – ожидаемое событие, для скорейшего совершения которого трудились на строительстве церкви буквально вся Стрелецкая Слобода (до этого храмы здесь тоже были: на протяжении XVIII-XIX веков были возведены две деревянные церкви. В 1862 году появилась третья, тоже деревянная, Никольская с Казанским приделом).
Вот что пишет организатор школьного краеведческого музея Мария Павловна Путинцева:
«К концу 19 века по инициативе Игуменьи Евпраксии, настоятельницы Параскево-Вознесенского женского монастыря, которая была родом из Лемжи, то есть, из Стрелецкой Слободы, было начато строительство нового храма, каменного, пятиглавого с отдельно стоящей колокольней.
Кирпич для строительства храма не был привозным. Километрах в полутора-двух к Журавлихе, то есть, по дороге в Подверниху, жила бригада работников, которые под руководством мастера — бригадира брали на месте глину, песок, делали кирпич-сырец и там же в ямах обжигали его. Для крепости при кладке кирпича в раствор добавлялись сырые яйца. Конечно, строилась церковь не один год, и, если бы за более чем вековую историю ее использовали по назначению, берегли — она сохранилась бы в первозданном виде. Но пережила церковь Казанской Божией Матери очень многое: в 30-ые годы прошлого века скидывали с ее маковок кресты (и говорят, что те, кто это делал, прожили нехорошо свою жизнь), до 80-ых годов использовали ее помещение под хранение зерна, склад, а потом просто растащили полы, дерево. Пытались разобрать на кирпич. Но ничего не вышло, то ли раствор крепок — кололся кирпич не целые штуки, а скорее пополам, то ли вера и любовь к Богу Игуменьи Евпраксии берегут ее. Выстояла наша церковь! Добрые люди сберегли ее главную святыню — Икону Божией Матери «Казанская»!».
Несколько лет трудами настоятеля - отца Анатолия Клюшина - проходит восстановление храма.
...А вот полный список воинов, спасенных во время боя по предстательству Царицы Небесной села Лемжи Инсарского уезда Пензенской губернии: Степан Бычков, Анисим Матявин, Андрей Нефедов, Григорий Мочалкин, Василий Степашкин, Самсон Матявин, Егор Катков, Ксенофонт Матявин, Михаил Мещеряков, Иаков Нефедов, Николай Рыжонкин, Павел Скороженин, Иосиф Яфанов, Яков Сизов, Иван Наразин, Григорий Матявин, Гаврила Советов, Петр Мочалкин.
В храме есть еще сразу несколько старинных и особо чтимых образов. Это иконы преподобного Сергия Радонежского, святителей Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского.
Это храм с богатой историей и замечательной современной приходской жизнью. Достойное место для небольшого паломничества.
В Неделю 22-ую по Пятидесятнице митрополит Зиновий возглавил Литургию в кафедральном соборе Саранска
В день своего тезоименитства митрополит Саранский и Мордовский Зиновий возглавил Литургию в кафедральном соборе
В кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова принесена святыня – ковчег со святыми мощами Священномученика Зиновия, епископа Егейского, и сестры его мученицы Зиновии
В день престольного праздника митрополит Зиновий совершил Литургию в церкви Казанской иконы Божией Матери в Саранске
2021 Официальный сайт Саранской епархии