Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий — о непростых временах, о единстве, о соборном голосе Церкви, о парусиновых туфлях, о Пасхе и о Победе в интервью республиканскому еженедельнику Мордовии «Столица С».
Во дни Великого поста, в тревожные дни расползания эпидемии, когда каждому предписано лишний раз не выходить из дома, когда встала работа и уныние пытается овладеть душами сестёр и братьев, мы созвонились с Саранским и Мордовским митрополитом Зиновием, спросили совета и услышали живые слова поддержки.
«С»: Владыка, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию?
— Церковь переживала разные времена — было благоденствие и спокойствие, были и трудности. Испытания ждут нас всегда, и каждому нужно пройти через них достойно. Человек — понимает он или нет — живет под Оком Божьим, и любые времена являются, с одной стороны, испытанием крепости его веры, ценностей. Как он эти испытания пройдёт, такие плоды и получит. Человечество за свою историю неоднократно сталкивалось с эпидемиями — и чума, и холера, и оспа… Все это имело страшные последствия, уносило сотни тысяч жизней. На сегодняшний день мы до конца не знаем, с чем имеем дело. Не знаем,
сколько потеряем людей. Не знаем, когда пойдёт на спад пандемия. Православному христианину в какой-то степени проще — верующий на любые вызовы отвечает молитвами, старается преодолевать своей верой действие зла и всех негативных обстоятельств. Мы призываем всех членов церкви и всех, кто вокруг нас, к осторожности, к неукоснительному исполнению предписаний властей. Православные эти слова слышат и все выполняют.
«С»: Усиливаются ли меры предосторожности в храмах, рекомендуются ли новые ограничения?
— Мне трудно сказать, что такое новые ограничения, что такое старые, поскольку мы включили все меры по полной программе. У нас есть подробная и исчерпывающая инструкция по противодействию распространению коронавирусной инфекции. Она исполняется на приходах, в монастырях и подворьях. Это не спонтанные, а системные действия. Информация доступна для всех и опубликована в том числе на сайте епархии. Теперь это является правилом и для клириков, и для сотрудников приходов, продолжающих свою деятельность. Главное пожелание и главная просьба к прихожанам — оставайтесь дома, чтобы не стать звеном в цепочке распространения эпидемии. Конечно, мне нелегко призывать верующих отказаться от посещения храмов. Наверняка и Святейшему Патриарху было тяжело это говорить, но мы обязаны безпрекословно соблюдать требования по самоизоляции. Это диктует сама жизнь. Даже по дороге к храму мы с кем-то контактируем, трогаем двери подъездов, а лишний риск неприемлем. Да, это очень жесткое и однозначное требование — оставайтесь дома. Я слышу, как многие ропщут, противятся. Думаю, люди просто не осознают степень опасности. Мы должны объединиться и исполнить одно дело. Это дело может быть неочевидным, не сразу явит положительные результаты, но если мы
остановим распространение инфекции, это и будет нашей победой. Для всех верующих Мордовской митрополии сейчас организованы трансляции богослужений на республиканских каналах и в сети Интернет. Любой верующий может стать сопричастником Божественной литургии. Какая разница, находится он в 10 или в 200 метрах? Когда служит архиерей, благословляющая сила распространяется в пределах всей митрополии. Если служится литургия, а человек наблюдает за ее ходом у экрана и участвует в этих молитвах сердцем, то и получает благословение, которое мы испрашиваем у Бога.
«С»: Вы наверняка знакомы с творчеством иеромонаха Романа (Матюшина) из скита Ветрово. Недавно он написал стихотворение, где есть такие строчки: «Что за вера такая? Везде колокольные звоны, золотятся кресты, но никто не целует Креста! Как источник напасти, обходят святые иконы: маловерной душе и Святыня уже не свята».
— Не хотел бы переходить на личности. Для любого верующего человека, тем более для монаха, очевидна необходимость и безусловность участия в единстве, которое называется Церковью. Мы должны быть едины в устремлениях. Церковь есть единство Божией благодати во множестве личностей. Все меры противодействия распространению инфекции продуманы и тщательно распланированы распоряжением Патриарха Московского и всея Руси, при Патриархе создана рабочая группа по координации действий церковных учреждений. Не нужно пытаться, говоря мирским языком, изобретать велосипед. Идти за апостолами, каким является и наш Патриарх, заповедовал Иисус- Христос. Что могу сказать по поводу иеромонаха Романа? Лично я с ним не знаком и песен его слышать не доводилось.
Так получилось, что меня больше волновали непосредственные дела церковной жизни — нужно было исповедовать и причащать больных. Не до песен было, хотя они, может, и замечательные. Но упрёк в адрес Церкви не приемлю. О чем его слова? «Что за вера такая?.. Никто не целует Креста. Маловерной душе и Святыня уже не свята». Разве он во время Великого поста не молит Бога молитвой преподобного Ефрема Сирина: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего»? Не знаю, что он поёт в песнях, но чин у батюшки монашеский, а это значит, что в духовной жизни он является носителем христианских добродетелей — смирения, любви, послушания. Да и в «Символе веры» мы исповедуем: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». В настоящее время соборный голос Церкви с любовью призывает всех нас объединиться в борьбе с постигшей эпидемией. Никто не закрыл двери храмов, как во многих западных странах. От нас требуется лишь добросовестное соблюдение правил, чтобы остановить угрозу распространения эпидемии, где бы это ни было — в больнице или в храме. Глубоковерующие люди внешне прикладываются к святыням устами или головой, а в реальности устремляются к этим святыням своими чувствами, сердцами, сознанием. Совсем неважно, какой частью головы мы приложились. Наши люди не смущаются этим. Они понимают, что Богу мы кланяемся сердцем. Во дни подготовки к Великому посту мы читали в Евангелии о двух персонажах — один и молился, и постился, и милостыни творил — и, казалось бы, угодил Богу. И сам себя так оценил, и был доволен собой. И все, может быть, было бы и так, если бы, глядя на «неправильного» мытаря, он в сердце своём не осудил его… «Не суди других, и сам не осуждён будешь». И лично мне, как православному человеку, хочется произнести вслед за мытарем, а не за фарисеем: «Помоги мне, Господи, помоги моей маловерной душе». Как я могу сказать, что я вот такой
и могу прыгнуть с пятого этажа? Что же ходите по лестницам? Прыгали бы и приземлялись на крылышках. Я предпочитаю просить Бога о том, чтобы моя вера укреплялась, а батюшку, сокрушающегося о добрых временах, призываю послушать соборный голос Церкви, не смущаться и никого не смущать.
«С»: Всем уже очевидно, что мировая экономика пострадает, что малый и средний бизнес сегодня в трудностях и печалях. Многие теряют работу, унывают… Стоит ли надеяться на помощь государства?
— Этот период нужно пережить и физически, и морально. Наверное, экономика пострадает, но я вижу, что государство по-настоящему обезпокоено. Мне трудно говорить компетентно о предпринимательстве и экономике вообще, но предполагаю, что сложности возникнут. Президент и правительство трудятся, продумывают помощь. Мне очень нравится, как поступает сейчас государство, оно задумывается о ценности жизни каждого человека. Для недальновидных людей эти меры кажутся непопулярными, но вместе мы переживём тяжелые времена.
«С»: Что посоветуете людям в быту, в семейной изоляции? Как не впасть в отчаяние, в раздоры? Как сохранить мир? Как не настучать ближнему по голове в нервном срыве?
— Слышал, что у китайцев выстраиваются очереди на разводы. Когда люди оказались в четырёх стенах на какое-то время, то увидели, что мало знают друг друга. С одной стороны, это испытание, а с другой — кто это испытание пройдёт, тот укрепит семью. Что я могу сказать? Любовь — это не удовольствие, это труд, подвиг. Нужно подогревать свою любовь к ближним. Сейчас нужно усилить друг к другу сострадательные, добрые отношения — к супругам, к
родителям, к детям. Ко мне обращаются с разными вопросами. Например, молодые мамы раздражаются на своего ребенка. Если раздражаешься, возьми и усмири свои страсти. Смирение — это победа, нужно победить страсти. Сегодня эти страсти могут обнажаться. Призывайте помощь Божию. Это касается и души, и правил жизни. Читайте хорошие источники, вдохновляющие на любовь, на терпение. Наступило время усиления подвига доброделания.
«С»: Сейчас многие устраивают онлайн-концерты, открывают доступ к виртуальным экскурсиям по музеям. Скажите, помогает ли искусство?
— Это в какой-то степени искусственный подогрев. Когда человеческая душа не находит себе цели и занятия, она ищет источники вдохновения вовне. Часто популярное искусство будоражит, взвинчивает, делает активными. Если говорить о православном мировоззрении, то мы сейчас готовимся к Пасхе, готовим свою душу, чтобы она сумела понять смысл и содержание православного вероучения, чтобы мы Пасху смогли встретить подготовленными. Как мы встретим Пасху, так и наполнимся Оживляющей Силой. Великий пост нужно употребить на спасение своей души.
«С»: А что же с Пасхой? Пустим ли детей? Будем ли христосоваться?
— Как даст Господь. Мы должны готовиться к разным вариантам. Конечно, будем молиться, чтобы вся эта ситуация поскорее закончилась. Взрослые как раз и должны проявить ту разумность, которая поможет оградить детей от опасности. Но есть такая фраза: «Для Бога нет препятствий ни во времени, ни в расстоянии». Пасха находится не за углом, не в каком-то другом месте. Пасха Христова наполняет весь мир. Если мы поворачиваемся к Воскресшему Христу своими сердцами, то Сила
Воскресения воскрешает и наши сердца, и наши души. К этому нужно стремиться, и тогда, где бы мы ни были и что бы с нами ни происходило, мы наполнимся этой пасхальной Радостью. А дети всегда смотрят на родителей. Им будет понятно, если верующие люди, празднуя Пасху и радуясь, стараются быть ещё и добросовестными гражданами. Мое детство проходило в послевоенные годы, и я помню, как те, кому во время войны было по пять, по шесть лет, рассказывали нам, как приходилось терпеть, слушаться, быть едиными. Так что детки смотрят на взрослых.
«С»: Вот с нами на изоляции семилетний гражданин Степан, и он интересуется — трудно ли быть главным священником Мордовии?
— Могу сказать кратко — и трудно, и радостно. Конечно, это радость — взывать ко Господу о милости ко всем жителям нашей Мордовии. В том числе и о милости к нашему дорогому Степану. Хочу пожелать ему хорошего настроения!
«С»: Как меры изоляции коснулись вас лично? Много ли встреч и мероприятий пришлось отменить или перенести? Как вы себя чувствуете?
— Сейчас пост, и я в режиме изоляции, независимо от эпидемии. В это время я всегда уединяюсь. Присутствую или на службе, или в келье. Всем говорят «сидите дома». Ну и сидите дома! Когда ещё Евангелие почитать? Когда помолиться, подумать? Для меня это не явилось чрезвычайным положением. Хорошо, что могу немножко привести свой внутренний мир в порядок. Думаю, что и для тех людей, которые без ропота отнеслись к жестким мерам, будет огромная польза от вынужденного пребывания дома. Нужно пережить это время с успехом. Мы и движемся этим путём. Конечно, встречаются несознательные. Я вижу, когда
еду в церковь, как люди стоят на перекрёстках, разговаривают, дышат друг на друга и даже не знают, что могут являться безсимптомными носителями инфекции. Нужно каждому проявить честность, добросовестность и измерить себя с позиций этих качеств, а если нужно, и что-то исправить в себе.
«С»: С связи с пандемией ушли на второй план поправки в Конституцию. Как Вы к ним отнеслись?
— Если была бы одна поправка, я мог бы сказать, что отнёсся к ней так или эдак, а поскольку поправок много и они имеют и социальный характер, и политический на долгосрочную перспективу, могу говорить лишь в целом — потрясающее действие, благословенное Богом. Что-то удастся, что-то нужно будет дорабатывать, во что-то жизнь внесёт коррективы. Считаю, что нельзя оставаться на месте — каждое время предъявляет определенные требования. Важно уметь правильно прочитать эти требования и дать правильные ответы. От этих ответов и будет зависеть перспектива развития. Россия переживает сейчас ренессанс государственности. Конечно, есть такие люди, которым и в Раю будет тесно, но я вижу, как стараются государственники для того, чтобы сохранить целостность, силу. Гражданское общество должно способствовать позитивным действиям.
«С»: Под вопросом и Парад Победы. А что наша Победа значит для вас? Как вас коснулась война?
— Я жил в Славянске и ходил в детский садик по руинам, мимо разрушенных домов. Когда папа женился на моей маме в 1946 году, он пришёл в парусиновых туфельках. Проходил в них и лето, и зиму. Я помню папины парусиновые туфельки. Таким помню то время. Наш народ одержал победу громадными усилиями, величайшими страданиями и
безчисленным количеством жертв. Цена, заплаченная нашим народом, спасла мир. Мы должны беречь память о Победе. Я верю в светлое и сильное будущее России.
«С»: Значит, с бедой справимся?
— Обязательно! Пожелаю всем жителям Мордовии и России терпения и единства. Сейчас непростое время, но это наше испытание. Готовы мы идти к будущему или попадём под косу, которая гуляет сейчас в Италии и других неблагополучных странах? Как наши отцы и деды победили в войне, не оглядываясь на себя, так должны и мы не смотреть на свои временные предпочтения. Думаю, нас ждёт Победа.
Беседовал Вячеслав Новиков
2021 Официальный сайт Саранской епархии