"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, приближаются одни из самых прекрасных и радостных дней. Кто подумал о Масленице, тот ошибся. Я имел в виду Великий Пост, Святую Четыредесятницу – время радости и покаяния, время поиска Господа нашего Иисуса Христа, время возвращения блудных детей к своему любящему Отцу. Мать-Церковь, заботясь о нас, начинает уже сейчас готовить к этому событию. И вот сегодня нашему вниманию предлагается евангельское чтение о Закхее (Лк.19: 1-10). Он был начальником мытарей и собирал со своих соотечественников дань, то есть налог для оккупантов – римлян. Но каким образом он собирал? Если просили собрать, к примеру, тысячу, он брал две. Одну отдавал римлянам, а вторую оставлял себе. Ну и все, кто собирал под его начальством, так же поступали. Поэтому люди относились к мытарям с ненавистью. Они их считали хуже блудниц. Мытари – это последние люди, предатели и лихоимцы, а еще они могли отобрать понравившиеся им вещи. И вот Закхей жил и надеялся на то, что он разбогатеет и станет человеком счастливым. Почему же он так поступал? Мы не должны осуждать Закхея, не разобравшись в причинах. Святое Евангелие говорит, что он был маленького роста. И это, возможно, повлияло на его поведение. В детстве, скорее всего, Закхей был объектом насмешек со стороны своих сверстников. И тогда он подумал, что только деньги смогут дать ему власть. И все его будут любить. Но с чем он столкнулся? Стали ли любить его? Оказалось, что нет. Его деньги, положение, власть подчиняли людей. Закхея боялись, но не любили. Такое наблюдается и в наши дни. Сильных не любят, им льстят до тех пор, пока есть положение и влияние в обществе. Перед ними заискивают, но настоящий любви нет. Мы помним евангельскую притчу о том, как блудный сын стал нищим и от него все отвернулись. Только так он осознает свои грехи, а в евангельском повествовании о Закхее мы видим совершенную противоположность блудному сыну. Человек разбогател и приходит в себя, осознавая свои грехи. Он понял, что его земная жизнь – это иллюзия счастья. У него есть власть, но нет любви и радости. И Закхей желает исправиться. Он начинает искать Бога, услышав, что Господь находится недалеко от него. Но маленький рост мешает ему увидеть Христа. Люди заслонили Бога. Сегодня, к сожалению, мы тоже находимся в таком же положении. Когда человек начинает искать Бога, на его пути могут встретиться люди, даже в лице священнослужителей, которые ведут не ко Христу, а к себе. Куда батюшка поехал, туда и прихожане! Так вы к Богу идете или к священнику? И вот так же Закхею мешали увидеть Бога. И нам тоже могут мешать, поэтому всегда следите, не встает ли между Богом и вами какой-то человек. Даже святой может встать на вашем пути и загородить Бога. Например, многие читают акафисты святым, а Иисусу Сладчайшему нет. Разве христиане забыли, что только Христос является единственным Разрешителем и Ходатаем от земли к небу! Но если мы молимся и взываем ко святым, забывая о Спасителе, значит, они уже те люди, которые нам мешают видеть Бога. Это происходит не по их вине, а по нашему неразумению и непониманию. И вот Закхей не видит ничего за спинами собравшихся людей. И что тогда он делает? Он забирается на дерево. Представьте, взрослый человек, начальник, полез на дерево. Какое чувство вызовет такой поступок? Окружающие подумают: “Что-то не в порядке с головой у этого человека!” И сегодня многие боятся заходить в храм. Прийти в храм — это значит на дерево залезть, искать Бога. Тот, кто начинает приходить к Богу, на работе становится объектом каких-то насмешек, укоризны. "Ты что, верующий, постишься?" – так начинаются издевочки. Поэтому люди, стесняясь оказаться в неудобном положении, идут в незнакомые храмы, где их никто не знает и никто не посмеется над ними. А Закхей не побоялся насмешек, залез на дерево, чтобы увидеть Бога. Вот так и нам нужно брать пример с Закхея. Господь увидел рвение мытаря и сказал: “Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк. 19: 5). Люди, стоявшие рядом, начали осуждать Спасителя. Разве может Сын Божий прийти в дом к грешнику, лихоимцу, предателю?! Давайте посмотрим на себя в первую очередь! В Святом Евангелии сказано: “Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый" (1Тим 1:15). Но если ты считаешь себя первым грешником, которого пришел спасать Христос, как же ты тогда можешь осуждать других людей? Почему ты осуждаешь, если хуже тебя никого нет? Нужно молиться и любить, как это делали все святые. Святитель Феофан Затворник говорил: "Сам дрянь дрянью, а всё твердит: я не такой, как прочие люди”. Часто можно наблюдать, как одни осуждают других: не так перекрестился, не в тот момент свечку поставил. "Истинные" православные набросились, как коршуны, и нанесли урон человеку. От этого многие перестают ходить в храм. Никогда нельзя так себя вести. Нужно проявить снисхождение, милосердие и долготерпение по примеру Христа. Ведь Господь не обличал Закхея. Он приводит его огрубевшую душу к покаянию. Христос понимает, что люди начнут и Его осуждать. Спаситель, не обращая внимания на мнения людей, показал Свою любовь к грешнику, и после этого Закхей приносит истинное покаяние. Мытарь обещал воздать вчетверо, хотя по ветхозаветному обычаю достаточно было возместить в размере двойной стоимости. Как видим, Закхей не просто покаялся, а стал совсем другим человеком. Он жаждет принести плоды покаяния. Он будет жертвовать на служение бедным, больным и нуждающимся. Вот так и мы должны каяться. Если ты сквернословил, тогда читай акафист, исправляйся коренным образом, чтобы на исповеди не перечислять одни и те же грехи изо дня в день. Это неправильное покаяние! Закхей, пораженный любовью и милосердием, начинает каяться. У него происходит перемена ума. Он видит Спасителя – настоящее Сокровище, и его сердце успокоилось. Закхей искал людей, кто бы его любил не ради денег, а он нашел Бога – истинную Любовь.
И мы не должны никого бояться. Не взирая на свое социальное положение, грехи, мы должны прийти в храм, и Бог не побрезгует нами, не будет обличать, а будет стучаться в наши сердца и войдет. Вот это самое главное, что должно произойти с нами во время Великого Поста. Господь есть Надежда, Отрада и Утешение всех грешников. Не бойтесь Бога! Он не такой, как люди. Идите к Спасителю, ищите Его, будьте как дети и тот самый Закхей! Господь увидит ваше рвение и скажет, что Он будет у вас в гостях. И тогда вы переживете эту встречу с Богом, Его любовь к вам. Дай Бог всем нам покаяться, как это случилось с Закхеем, и принести плоды достойного покаяния! С воскресным днем, братья и сестры! Всех причастников и причастниц поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Аминь".
Благочинный церквей Юго-Западного округа и Ичалковского благочиния протоиерей Иоанн Просвирнин, 2 февраля, Неделя 32-я по Пятидесятнице.
Благодарим Юго-Западное благочиние за текст прекрасной проповеди.
2021 Официальный сайт Саранской епархии