Главная » Деятельность митрополита Саранского и Мордовского Зиновия

Клирики епархии во главе с митрополитом Зиновием приняли участие в круглом столе "Проблемы семейного воспитания: прошлое и настоящее"

Сегодня в 30 школе прошло большое мероприятие, посвященное 200-летию великого педагога Константину Ушинскому. Клирики Саранской епархии во главе с митрополитом Зиновием приняли в нем участие. Мероприятие в школе открыло целый цикл юбилейных событий, которые продлятся три дня. Первым из них стал дискуссионный круглый стол "Проблемы семейного воспитания: прошлое и настоящее". Вместе с духовенством, педагогами, учащимися, в нем приняли участие представители Республиканского совета отцов.

Ровно 200 лет назад родился великий просветитель и основоположник отечественной научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский, который вошёл в историю, как «отец русской педагогики». Также Ушинского в полной мере можно назвать православным педагогом. Ушинский искренне и убежденно верил, что нет и не может быть педагогики без христианства в России, что христианство составляет главную сущность русского народа, всего дела народного воспитания и образования в нашей стране.
Воспитанный в благородной дворянской семье ветерана Отечественной войны, Константин Дмитриевич получил образование в Московском университете на юридическом факультете в одном из самых известных его потоков. Первая половина позапрошлого века была очень разной в плане социальных течений, а иногда и откровенных брожений. Ушинский был очень популярен в среде ровесников, но не разделял многих популярных молодёжных увлечений. Так, он не принимал наполеономании, оставаясь православным человеком.
Преподавать он начал в Ярославском Демидовском лицее. В сентябре 1848 года Ушинский произносит речь «О камеральном образовании». Он предложил собственную систему камерального образования, в основе которой было изучение семьи, общества и народного хозяйства. Свою педагогическую деятельность он прерывает на работу в Министерстве внутренних дел, а после поступает на службу в Гатчинский сиротский институт — преподавателем словесности и законоведения. Там Ушинский берёт на себя непростую роль педагога-реформатора.
Во многом стараниями Ушинского во второй половине 1850-х годов в российском обществе проснулся интерес к педагогике. Один за другим открывались журналы, посвящённые проблемам воспитания и образования. Ушинский стал активным автором одного из новых изданий — журнала «Воспитание». Программной стала одна из первых статей Ушинского, опубликованных в этом журнале — «О пользе педагогической литературы». Тогда же журнал публикует ещё одну фундаментальную статью Ушинского — «О народности в общественном воспитании». Просвещённый читатель уже ждал от Ушинского новых слов и дел. Юрист по образованию, основой начальной школы Ушинский считал изучение родного языка и чтение. Этот принцип, на котором и была сформирована русская народная школа, пронизывает книгу для чтения «Детский мир». Профессиональный путь учёного не был безоблачным. На него сыпались клеветнические доносы, часто спасало личное вмешательство представителей императорской семьи, которые видели в деятельности Ушинского великое благо для России.
Его называют православным мыслителем, и здесь нет преувеличения. «Я желал бы, чтобы все люди были религиозны», — говорил Ушинский. В конце 1860-х эти за эти слова можно было заработать репутацию «белой вороны». Свою школу, свою педагогическую антропологию он не представлял отделённой от Церкви. «Все, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается только прежде всего и в основу всего вкоренить истины христианства».
Константин Дмитриевич пронизывал свою программу постулатами Писания. «Источник живой воды — Евангелие. Если эта вода питает корни (души), она будет давать цветы и плоды (нравственности)», — пишет он учителям.
Ушинский осторожно пытался одёрнуть критиков и скептиков: «Знаем, что для многих наша народная религия как необходимый элемент воспитания кажется требованием излишним и стеснительным. Тем не менее, … всякий должен если не с любовью, то, по крайней мере, с глубочайшим уважением прикасаться к тем (религиозным) убеждениям, которые для русского народа святы и дороги и с которыми неразрывно срослось все лучшее, что есть в его природе». «Современная педагогика выросла исключительно на христианской почве», - был убеждён Ушинский.
Сегодня воспитательная компонента признается педагогами одной из важнейших составляющих педагогического процесса. И это положение в полной мере соответствует научному наследию Константина Дмитриевича Ушинского. «Воспитание — величайший вопрос человеческого духа», - был убеждён просветитель. Это великий человек, которому и школа, и вся наша страна в целом обязана многим.


Видеоматериалы

Ведомости Мордовской Митрополии