Главная » Наши публикации

Эти двое святых родились в разных губерниях, но приняли мученическую кончину за Христа в один вечер в Саранске

В Воскресный день, 3 сентября 2023 года, мы также отмечали и день памяти сразу двух наших священномучеников - Павла Ягодинского и Феодора Каллистова. Они отошли ко Господу в один день страшного 1937 года. Это произошло глубоким вечером, в 10-12 часов.

Двое святых родились в разных местах, даже в разных губерниях. Священномученик Павел Ягодинский родился 8 декабря 1879 года в селе Сайгуши Ардатовского уезда Симбирской губернии (это село позже войдет в Чамзинский район Мордовии и будет присоединено к Чамзинке), священномученик Феодор - 17 апреля 1865 года в селе Усть-Кера (Аршиновка) Пензенской губернии, а после семинарии служил в селах трех уездов, которые позже войдут в Ковылкинский район нашей республики. А конец земного пути, увенчанный мученическим подвигом за Христа, отец Феодор и отец Павел встретили в Саранске.

Вполне возможно, что они ехали друг с другом в «воронке» на расстрельную поляну – их везли в ближайший пригород Саранска по несколько человек. Мы хорошо знаем, где это место, и по другой версии сюда свозили по ночам уже бездыханные тела расстрелянных, которых казнили раннее в самом центре города.

…. В лесу, у ключаревских кладбищ укромно спрятан наш любимый святой источник, известный большинству жителей столицы Мордовии.

Он расположен между Светотехстроем и Юго-Западом и освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Особым местом паломничества в последние годы родник стал для прихожан Казанского храма и всего Северо-Западного благочиния. Впрочем, на крестные ходы в престольные праздничные даты иногда собираются горожане со всего Саранска.

Вплотную к источнику находится живописная опушка. Пока ее не увенчал крест, мало кто знал, что это скорбное место - захоронение жертв репрессий. Среди расстрелянных были священники и православные миряне.

***

Священномученик Феодор родился 17 апреля 1865 года в Пензенской губернии в селе Усть-Кера (Аршиновка) в семье дьякона Стефана Каллистова. 

Согласно сохранившимся в архиве метрикам вплоть до Петровских времен (около 1722 года) предки отца Феодора по мужской линии были священно-церковнослужителями. 18 апреля 1865 года Феодор Стефанович Каллистов крещен в Димитровской церкви села Усть-Кера (Аршиновка). Таинство крещения совершал его родной дедушка по мужской линии священник Феодор Иванов, который на тот период времени служил в оной церкви. Феодор Стефанович Каллистов с поколениями своих предков впитал в себя религиозное благочестие и с рождения получил от отца дьякона и деда священника религиозные познания о Церкви. Два родных старших брата Феодора закончили духовное училище и служили дьяконами, сестры также учились в духовном училище, и двое из пяти были в замужестве за священно-церковнослужителями5. Феодор с детства воспитывался на примерах своих предков, созерцание и изучение их жизненных путей за многие годы до рождения Федора уже предопределили духовно-нравственный путь его личности.

Воспитанник Пензенской Духовной Семинарии Феодор Стефанович Каллистов, сын дьякона села Аршиновки Пензенской губернии Стефана Каллистова, по окончании курса учения в Ломовском Духовном Училище Пензенской губернии поступил в августе месяце 1880 года в Пензенскую Духовную Семинарию, в коей обучался по июнь месяц 1886 года. По окончании семинарии получил Свидетельство №30 от 25 июня 1986 года, которым подтверждается, что Феодор показал успехи в учебе по всем предметам, получив отметки «Хорошо», «Очень хорошо», а по поведению «Отлично».

Феодор Каллистов причислен педагогическим собранием семинарского правления, с утверждения епархиального архиерея, ко второму разряду воспитанников оной со всеми преимуществами, и 3 июля 1886 года он был определен псаломщиком в село Усть-Кера (Аршиновка) Нижне-Ломовского уезда Пензенской губернии.

12 октября 1887 года Феодор Стефанович женился на Антонине Константиновне Вазерской. Антонина Константиновна закончила Пензенское Епархиальное училище в 1885 году. Она являлась дочерью известного законоучителя и деятеля наблюдательного совета по церковно-приходским школам в Пензенской губернии священника Константина Алексеевича Вазерского и внучкой по женской линии протоиерея Феодосия Михайловича Теплова, который служил в церкви села Тарханы Пензенской губернии в имении Арсеньевой Елизаветы Алексеевны – бабушки знаменитого поэта Лермонтова. Отец Феодосий отпевал и хоронил привезенного с Кавказа в Тарханы усопшего поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, а позже, в 1845 году, и Елизавету Алексеевну Арсеньеву. Отметим, что Феодосию Теплову за присоединение обращенных им из раскола к православию людей было объявлено Архипастырское благословение.

Многие поколения предков Антонины Константиновны Вазерской, далее Каллистовой, также были священно-церковнослужителями. Двое ее братьев закончили семинарию, один из них расстрелян. Это священник Владимир Константинович Вазерский, который был благочинным. В 1930 году он открыл закрытый НКВД храм в селе Стародевичье Ельниковского района Республики Мордовия, за что был задержан органами НКВД. По совокупности был обвинен и в 1937 году расстрелян по решению тройки НКВД. Реабилитирован 24 ноября 1982 года.

Федор Степанович Каллистов и Антонина Константиновна Вазерская знали друг друга с детства, поскольку их отцы и деды служили вместе и дружили семьями.

После свадьбы новобрачные поехали в село Гумны Наровчатского уезда Пензенской губернии, поскольку Феодор Стефанович 25 октября 1887 года Преосвященным Антонием 2-м рукоположен во священника к Космо-Дамиановской церкви села Гумны. Однако за отсутствием в этот период времени священников в селе Алферьево, Указом Пензенской Духовной Консистории 6 ноября 1887 года по резолюции Его Преосвященства Феодор Стефанович переведен священником к Спасской церкви села Алферьева Инсарскаго уезда Пензенской губернии.

Феодор Стефанович, как и в будущем многие его дети и внуки, имел от рождения большой талант к преподаванию и обладал недюжинными знаниями, поэтому 10 февраля 1888 года резолюцией Его Преосвященства был утвержден в должности Законоучителя Алферьевской Земской школы, а 3 июля 1891 года Указом Пензенской Духовной Консистории (ПДК), резолюцией Преосвященного Митрофана утвержден Кандидатом в Члены Благочиннического совета.

В 1892 году за усердное и ревностное проповедование Слова Божия ему было преподано Архипастырское благословение. В 1893 году за ревностное и полезное служение церкви ему выражена признательность Епархиальнаго Начальства. 5 января 1894 года указом ПДК по Резолюции Его Преосвященства Преосвященнейшего Павла отец Феодор был перемещен в Наровчатский уезд, в село Паевка священником в церковь Казанской Божией Матери. Каллистовы переехали в Паевку всей семьей, которая на тот период уже пополнилась их детьми, четырьмя девочками.

На период своего служения в церкви села Паевка Феодор Стефанович с 1894 по 1904 годы также служил законоучителем Паевской церковно-приходской школы. 14 декабря 1894 года Федору Стефановичу выражена благодарность епархиального начальства за полезное служение церкви Божией, 29 декабря 1894 года за усердную службу в приходской церкви Федор Степанович награжден набедренником, а 26 апреля 1898 года – скуфьей.

26 апреля 1904 года они с семьей переезжают в село Ивановская Вирга Нижне-Ломовского уезда Пензенской губернии, куда Федор Стефанович назначен на должность священника к Архангельской церкви. В семействе у него с женой уже шесть девочек и два мальчика. Указом Пензенской Духовной Консистории 26 ноября 1896 года Феодор Стефанович утвержден помощником следователя по духовным делам. По приезду в Виргу он продолжил также и учительскую работу: с 1904 года по 1908 годы состоял законоучителем Вирга-Ивановской школы и законоучителем Вирга-Сергиевского училища. 27 июля 1907 года ему объявлена благодарность Нижне-Ломовского Училищного Совета за отличные успехи по Закону Божьему.

Награжден камилавкой 3 августа 1907 года ко дню рождения Его Императорского Величества за отлично-усердную и полезную пастырскую и церковно-приходскую службу. 18 августа 1908 года отцу Феодору преподано Архипастырское благословение за деятельное участие по реконструкции храма. 30 апреля 1909 года ему выражена благодарность от Ниже-Ломовского Учительского Совета за полезные и усердные труды и отличные успехи по Закону Божьему. С 1 сентября 1911 года отец Феодор состоял законоучителем Скрипицынского училища.

В 1914 году Феодор Стефанович продолжал служить священником в церкви села Ивановская Вирга. На этот период времени у них с Антониной Константиновной было 14 детей, четверо из которых умерли в малолетстве, а 10 детей выросли, и Феодор Стефанович с матушкой очень много времени посвящали их духовно-нравственному воспитанию. Дети в семье Каллистовых унаследовали духовные знания, любовь к Богу, и по наступлению нужного возраста поступали в духовные училища. Старшие дочери – Римма (26 лет), Александра (23 года), Клавдия (20 лет) – были уже в замужестве за священниками и уехали за мужьями на место их службы. Антонина (19 лет) окончила Епархиальное женское училище, Екатерина (17 лет) и Мария (14 лет) позднее окончили это же учебное заведение. Сын Иоанн (12 лет) учился в Тихоновском Духовном училище, а младшие мальчики Серафим (10 лет), Сергей (8 лет) и Александр (3 года) жили с родителями.

Свой дар талантливого педагога отец Феодор передал и своим детям. Уже в далекие послевоенные годы, почти все его дочери, которым удалось пережить Великую Отечественную Войну, работали учителями, а сын Серафим был не только учителем математики, но и директором школы.

3 февраля 1914 года Каллистова Феодора Стефановича наградили орденом Святой Анны третьей степени за усердное преподавание Закона Божьего.

Но Феодора Стефановича ждало новое, очень ответственное назначение. 7 марта 1916 года его переводят к Соборной церкви города Троицка Краснослободского уезда Пензенской губернии. Семья Каллистовых переехала в Троицк, но в декабре 1916 года случилось большое горе. Федор Стефанович служил в храме, его жена Антонина Константиновна со всеми детьми были на этой службе, а домой, тем временем, вернулась из Москвы их дочь Екатерина, которая училась в Московской консерватории и была очень талантливой пианисткой. Поскольку вся семья была на службе, а на улице была снежная метель и лютый мороз, Катя не знала, где ее родные, и, ожидая их у закрытого дома, замерзла и заболела воспалением легких. Феодор Стефанович и Антонина Константиновна не смогли выходить дочку, и Катя умерла. Эта трагедия подкосила всю семью. Антонина Константиновна Каллистова не смогла перенести эту утрату и умерла через два года после Кати.

Клавдия Федоровна, одна из старших сестер Кати, вспоминает: «У отца начались беды, умерла дочь Екатерина Федоровна, которая училась в консерватории в Москве. Сдохла корова. Года через два умерла жена Антонина Константиновна. Потом умер мой муж, священник Валерьян Александрович Ремизов. Федор Степанович сидел во дворе на скамейке и думал: «Господи, Отец наш, когда эти беды закончатся?» К нему подошел старец Святитель Отче Николай и сказал: «Этими бедами ты и жив!».

Трагические события в семье, смерть дочери, жены и зятя не сломили дух, веру отца Феодора, и он продолжил служить в церкви, ведь прихожане всегда нуждались в его теплых духовных наставлениях. Он поддерживал всех, обращающихся к нему за помощью, все силы вкладывал в служение.

В 1922 году настоятеля собора Феодора Стефановича Каллистова посвящают в сан протоиерея.

По воспоминаниям прихожан, Феодор Стефанович много сил вкладывал в процветание, внешний вид, внутреннее убранство церкви и собора, церковные территории благоухали, количество прихожан увеличивалось. Дети и внуки троицких прихожан того времени по сей день рассказывают, какой чудесный был у них батюшка. Одна из долгожительниц рассказывает (август 2018 года): «Мы помним! Конечно! Батюшка отец Феодор Каллистов был очень добрый, всегда и каждому находил хорошее Божественное слово. Собор был огромный, красивейший, и он служил там, а мы с мамой и другими соседями не пропускали ни одной службы. Людей было очень много. Мама всегда говорила мне, что наш батюшка отец Феодор самый лучший!». Воспоминания старожила, живущего напротив церкви: «Ходили с детьми в церковь и собор. Я был маленький. Родители много хорошего говорили об отце Федоре. Он многим помогал не только словом, но и делом. У нас тут трое в селе были, называет фамилии …кто хотел перед советской властью выслужиться. Они на что только ни шли, лишь бы власть их благодарила за их подлости и злодеяния. Они и доносы писали, жалобы. Отец Феодор противостоял закрытию Собора и церкви, после закрытия открыл и возобновил службы, которые сам и проводил. Этих местных злопыхателей вся его деятельность очень раздражала, и они строчили новые доносы. Когда в 1937 году отца Федора вновь задержали, тогда они начали Собор громить, снимать с него украшения, растаскивать, устроили в подвале хранилище колхозного картофеля. Потом и собор рушили, как могли, но собор был крепок. Собор был кирпичный, очень большой, 7-ми престольный, с огромной 52-метровой колокольней и большой присоборной Христорождественской церковью. Власти все делали, чтобы Собор разрушить. Сначала рушили танковыми тягачами, не получилось. Оставили на какое-то время, а потом взорвали. Сохранилась только закрытая Христорождественская церковь, и то купол снесли».

Настоятель церкви Рождества Христова села Троицк, недавно скончавшийся протоиерей Виктор Васильевич Чернобай, так пересказывает воспоминания певчих церковного хора об отце Феодоре: «вплоть до 2010-х годов в нашем церковном хоре певчие женщины, а они были очень почтенного возраста на тот момент, очень часто вспоминали, какой был чудесный батюшка – протоиерей Феодор Каллистов. Очень добрый, каждому даст доброе и правильное напутствие, к каждому доброе слово найдет, всегда поможет. Они его так любили и вспоминали, постоянно мне о нем говорили, и они каждую службу вплоть до своей собственной кончины ставили свечи и в свои Книжечки-Поминания писали имя О УПОКОЕНИИ протоиерея Феодора. Я Вам покажу, они сохранились. Не все, некоторые». Отец Виктор показал несколько Поминаний, в которых значится О Упокоении: протоиерея Феодора.

 Последние годы земной жизни отца Феодора наполнены скорбями и лишениями. В 30-е годы началась новая, жесточайшая волна гонений на Русскую Православную Церковь. Власти делали все, чтобы закрыть церковь, а Феодор Стефанович, по их мнению, сильно им мешал.

28 февраля 1930 года Феодора Стефановича задержали сотрудники ОГПУ. 05 марта 1930 года был составлен Протокол допроса. Феодора Стефановича обвиняли, помимо прочего, в том, что он «заставлял верующих принимать причастие».

На вопросы следователя на допросе Феодор Стефанович отвечал: «Повторяю никогда и никакой антиколхозной и антисоветской агитацией среди крестьян не занимался. Не говорил о том, что советская власть грабит население налогами, посему связей с кулачеством не имел».

Прихожане, окормляемые отцом Феодором, понимая, чем может грозит заступничество за опального священнослужителя, рискуя собственным благополучием, составили обращение, в котором просили отпустить отца Феодора под их поручительство и подписку: «…наш священник Соборной церкви Калистов Федор Степанович никогда не произносил антисоветских проповедей, а также не слышали ничего от него, чтобы он говорил что-нибудь против колхозов и советской власти. Наоборот, он хорошо относился к беднякам. Дети у него все находятся на советских должностях. Мы считаем его отношение к советской власти добросовестным, поэтому просим вышестоящие органы отпустить Каллистова под наше поручительство и подписку. В чем и подписуемся» 25. Это обращение подписали более ста человек – гораздо больше, чем набралось свидетелей обвинения по делу Федора Стефановича. Люди настолько уважали и любили Федора Степановича, что даже под страхом наказания за такое письмо к советской власти в те времена подписались и поручились за своего духовного настоятеля. Также следом еще одна группа прихожан составили обращение, в котором просили отпустить отца Феодора под их поручительство и подписку: «…1930 года 17 апреля от товарищей беднота мы граждане даем от своей стороны одобрения, что священник Калистов для бедна был очень уважаемый для нас . Хоронил без денег и крестил даже если денег нет, что без денег для нас работал так. Что для нас мы считаем нужным и просим ходатайствовать об священника Калистова Федора Степановича». Но для органов ОГПУ такие обращения не являлось аргументом.

Вынесено обвинительное заключение, в котором сказано:

«Калистов Феодор Степанович в январе месяце сего года во время церковной службы читал проповедь, в которой указал, что советская власть хочет закрыть все церкви и тогда верующим негде будет молиться и призвал верующих к сбору пожертвований на уплату налогов для отстаивания церкви от посягательства большевиков».

Состоялось заседание тройки при ПП ОГПУ СВК. Постановили: Калистова Федора Степановича выслать через ПП ОГПУ в Западную Сибирь сроком на ТРИ (3) года, считая срок с 28.02.1930. Ему на момент назначения такого наказания было исполнилось уже 65 лет. После ссылки отца Феодора в 1930 году Троицкий храм был закрыт.

В 1933 году, после трех лет ссылки, Феодор Стефанович возвращается в Троицк. Он наблюдает жуткую картину. Церковь закрыта, прихожане запуганы. Он начинает запрашивать власти об открытии церкви, но власти выдвигают условия о необходимости оплатить заоблачные налоги, которые якобы просрочены... Тем не менее, Феодору Стефановичу чудом, по Божьему произволению, удается открыть церковь. В то время в регионе были закрыты практически все храмы. Власти на местах очень ревностно проводили политику партии относительно верующих. Не представляется возможным открытие храма в таких условиях без Божественного вмешательства по молитвам отца Феодора. Он возобновляет богослужения, верующие постепенно начали возвращаться в храм, и их души преисполнялись светлой радости. Отец Феодор проводит регулярные службы, и в Троицк едут верующие для молитвы из соседних деревень.

Такое положение вещей очень не понравилось властям не только Троицка, но и всего района. На Феодора Стефановича продолжили писать лживые доносы в милицию и НКВД. В 1935 году церковь опять закрыли под предлогом неуплаты налогов государству за здание. Но и после закрытия церкви доносы на Феодора Стефановича продолжились. Несмотря на столь мощное противостояние, Феодору Стефановичу титаническими усилиями удалось вновь открыть церковь и возобновить службы сразу после ее закрытия в 1935 году. Это подтверждает Протокол №8 заседания Комиссии по культам при Президиуме ЦИК МАССР от 13 декабря 1936 года, в котором говорится:

«В связи с тем, что от Воскресенско-Лашминской религиозной общины находится функционирующая церковь в с. Троицке, на расстоянии 4-5 километров, которая вполне обеспечивает отправление религиозных обрядов верующими...».

В этом тоже кроется Провидение Божие о храме и о великом молитвеннике Федоре. Случай, когда уже закрытый храм в регионе, где власти выполняют и перевыполняют планы по уничтожению Православной Веры и верующих, вдруг практически сразу открывают вновь, является настоящим чудом.

Работающая благодаря Феодору Стефановичу Троицкая церковь становится раздражающим для властей пятном на карте республики, и ненависть властей прогрессирует. Предпринимаются новые меры по закрытию храма. 25 декабря 1936 года председатель РИК Ковылкинского района МАССР внес эту церковь в очередной список действующих церквей30. Доносы на Феодора Стефановича лились лавиной от чиновников всех уровней, наряду с кляузами от властелюбов, желающих проявить себя перед новой властью. А в это время в Мордовии идет большая волна репрессий. НКВД работает с опережением плана, поставленного Москвой. Чтобы предотвратить закрытие церкви по причине фальсифицированных властями задолженностей по налогам за здание, Феодору Стефановичу удается скопить частичную сумму денег для уплаты налога, требуемого государством, но доносчики его опережают.

Протоиерей Феодор 14 августа 1937 года был арестован. В тот же день лейтенантом НКВД Ковылкинского района составлен протокол допроса (С. – следователь, О.Ф. – отец Феодор):

С.: - С какого года вы служили в Троицкой церкви?

О.Ф.: - С 1916 года я служу в Троицкой церкви по день ареста. До 1922 года был в сане иерея и с 1922 года в сане протоиерея и примыкал к староцерковному течению.

С.: - В каком году и за что вы были осуждены?

О.Ф.: - В 1930 году я был арестован за распространение антисоветской агитации и привлечен к отсиживанию по 58-10 ст. УК и осужден ОГПУ на 3 года высылки в Северный край. По освобождению-отбытию срока наказания я обратно вернулся в село Троицк.

С.: - В 1935 году церковь зарывалась и когда была обратно открыта?

О.Ф.: - В 1935 году церковь действительно была закрыта и в том же году открыта.

С.: - Распространяли ли у Вас в церкви и по селу религиозные листовки?

О.Ф.: - В мае месяце 1936 года действительно по селу было распространены кем-то религиозные молитвы, но я таковые не видел и не читал.

С.: - Задолженность перед государством в какой сумме у Вас выражается?

О.Ф.: - Приблизительно около 4 000 рублей.

С.: - Являясь священником вы вели антисоветскую пораженческую агитацию?

О.Ф.: - Никогда я не вел.

С.: - Вы отвечаете не верно. Следствие располагает материалами, что вы говорили что скоро будет война, Советская власть падет, падут колхозы и мы заживем как прежде.

О.Ф.: - Никому я такие слова не говорил.

С.: - При образовавшейся у Вас задолженности в 4 000 рублей не обращались к верующим и поименно помочь Вам заплатить?

О.Ф.: - Не обращался и не просил, чтобы мне помогли.

Во внеочередном порядке, уже на следующий день, 15 августа 1937 года следственное дело было рассмотрено начальником Ковылкинского РО НКВД МАССР лейтенантом государственной безопасности, и по итогам было вынесено постановление:

«Когда церковь была закрыта, то он провел агитацию о ее открытии. Обвиняемый Калистов Федор Степанович на следствии виновным себя не признал, но уличается свидетелями». Постановил: Следственное дело по обвинению Калистова Феодора Степановича направить на рассмотрение Тройки НКВД МАССР.

22-23 августа 1937 года состоялось заседание Тройки НКВД МАССР. Выписка из протокола Тройки НКВД гласит: «Калистов Федор Степанович, 1865 г.р. служитель религиозного культа – протоиерей, судим за контрреволюционную деятельность. Обвиняется в активной антисоветской террористической агитации и призыве населения к борьбе против советской власти».

ПОСТАНОВИЛИ: «Калистова Федора Степановича РАССТРЕЛЯТЬ».

3 сентября 1937 года приговор о расстреле приведен в исполнение в 22-24 часа.

Заключением прокурора Мордовской АССР от 24.11.1989 установлено, что Калистов (Каллистов) Ф.С. попадает под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40 и начала 50 годов».

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и определением Конституционного суда Российской Федерации от 18.04.2000 №103-O Каллистов (Каллистов) Федор Степанович, 30 апреля 1865 года рождения, реабилитирован.

В 2019 году Священный Синод рассмотрел и удовлетворил рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, относительно поступившего от Преосвященного митрополита Саранского и Мордовского Зиновия ходатайства о включении имени протоиерея Феодора Каллистова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Священномученик Павел родился 8 декабря 1879 г. в селе Сайгуши Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне посёлок Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия) в семье псаломщика местной церкви.

В 1900 году Павел Семёнович женился. В 1901 году родился его первенец — Николай, в 1907 году появился на свет Михаил, в 1914 году — Константин, в 1914 году Леонид, в 1918 году — Сергей.

Павел Семёнович пошел по стопам своего отца: тоже выбрал путь служения Богу, церкви, людям. Окончил духовную семинарию, и был определён на должность сначала псаломщика, затем — дьякона. Через несколько лет его рукоположили во священника села Шугурово Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне Большеберезниковского района Мордовии).

После октября 1917 года отец Павел о многом передумал. Он был человеком трудолюбивым, добрым и предельно честным, не скрывал свои мысли по поводу происходивших событий в стране. Говорил о том, что его тревожило и не устраивало, именно поэтому его имя попало в списки участников «контрреволюционного кулацкого (так называемого — чапанного) восстания», вспыхнувшего в 1919 году в уезде.

В 1920-е годы хозяйство батюшки, как и всего духовенства, облагалось очень высоким налогом, выплачивать который с каждым годом становилось тяжелее. В 1929 году, «как неплательщика государственных налогов» священника Павла Ягодинского осудили. Наказание — 8 месяцев принудительных работ батюшка отбыл.

Жизнь резко менялась. И в сознании верующих стали появляться перемены. Некоторые прихожане больше прислушивались к новым властям, некоторые выжидали, но часть сельчан по-прежнему доверяли своему пастырю. Люди, которые искали в слове священника опору и подсказку, шли к нему, помогали ему. Отец Павел старательно исполнял свой священнический долг: он крестил новорожденных, венчал молодоженов, отпевал умерших. Многих он побуждал к активной деятельности, многих воодушевлял тёплым одобрением, слабых — поддерживал, обиженных защищал.

В 1930 году решением райисполкома церковь в селе Шугурово была закрыта, а священника Павла Ягодинского подвергли аресту. После закрытия храма бывшие прихожане могли лишь изредка обращаться к отцу Павлу, в случаях, когда возникала необходимость исполнить какие-либо религиозные требы. В 1933 году он перебрался в село Бузаево Большеберезниковского района.

К тому времени отец Павел овдовел, и жил по очереди у своих сыновей. К 1937 году каждый из них уже определил свой путь: Николай стал военным врачом и работал в Свердловске, Михаил и Константин были колхозниками, Леонид служил в Красной Армии на Дальнем Востоке, а младший Сергей — в Москве, в музыкальном взводе.

Однажды у отца Павла состоялся разговор с председателем сельсовета, который советовал священнику «оставить своё ремесло, отказаться от сана и поступить куда-нибудь на определённую работу». На это предложение отец Павел ответил простыми спокойными словами: «Нет, я не отказывался и не думал отказываться от сана священника. Делать это мне не позволяют мои религиозные убеждения, умру в сане священника».

5 августа 1937 года в доме отца Павла, проживавшего в то время в селе Шугурово, был произведён обыск, но ничего противозаконного обнаружено не было. Тем не менее в тот же день чекисты батюшку арестовали и посадили в КПЗ Большеберезниковского РО НКВД. Затем его перевели в Саранскую тюрьму.

На допросе 5.08.1937 года священник Павел Ягодинский подтвердил свои слова, что не намерен отказываться от сана. А вот на обвинение, что он якобы «распространял среди населения клеветнические слухи о голоде в Советском Союзе и неизбежной гибели Советской власти», ответил так: «Хотя я и убежденный верующий, но антисоветской агитации нигде не проводил».

В обвинительном заключении, составленном чекистами Большеберезниковского РО НКВД 13 августа 1937 года, записано: «… обвиняемый Ягодинский Павел Семёнович в предъявленном ему обвинении виновным себя не признал». В протоколе заседания Тройки при НКВД Мордовской АССР (от 22 — 23 августа 1937 года) было записано, что Ягодинский П. С. обвиняется «в активном участии и организации контрреволюционного кулацкого восстания и призыве населения к терактам над коммунистами».

Постановлением Тройки Павел Семенович Ягодинский был приговорён к расстрелу. Приговор привели в исполнение 3 сентября 1937 года между 22 — 24 часами.

Священномученик Павел прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.


Видеоматериалы

Ведомости Мордовской Митрополии