Главная » Новости епархиальных отделов

В Саранской духовной семинарии прошла II Межвузовская студенческая научно-практическая конференция

В Саранской духовной семинарии прошла II Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Грядущая Россия в наследии русской религиозно-философской мысли XIX – XX веков», приуроченная в этом году к 100-летию со дня кончины выдающегося мыслителя Льва Александровича Тихомирова.

В работе молодежного научного форума приняли участие преподаватели и студенты Саранской духовной семинарии и Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Уже из названия конференции понятно, что она была посвящена отечественному религиозно-философскому и богословскому наследию.

Преподаватели и студенты выступили с докладами, посвященными трудам мыслителей «золотого века» религиозной философии, которая была крайне важным и своевременным социальным феноменом.

Такие великие философы, как Николай Бердяев, Владимир Соловьёв и протоиерей Сергий Булгаков выступали с аргументированным и обоснованным призывом к русской интеллигенции о возврате к религиозному мировоззрению, указывали на непреодолимые противоречия исключительного позитивизма. Бок о бок с этой темой развивалась и концепция возврата от марксистской идеологии к русскому консерватизму. Выдающийся философ Лев Александрович Тихомиров такое «возвращение» проделал и сам. Один из ярых народовольцев в семидесятых годах XIX века, Тихомиров в эмиграции меняет своё политическое мышление. Сравнивая разрываемую партийными распрями слабую Францию с сильной, стабильной Российской Империей, управляемой твердой рукой императора Александра III, Тихомиров делает выводы не в пользу первой.

Параллельно с политическими переменами в самосознании Тихомирова происходили и религиозные изменения. Теплохладное отношение к вере сменилось горячим желанием возродить в себе православного человека, что укрепляло в нем сознательное решение порвать с революцией. Однажды открыл он Евангелие на строках: «И избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона». Снова и снова открывал Евангелие Лев Александрович, и каждый раз перед ним возникали все те же евангельские строки. У Тихомирова постепенно созревала мысль о том, что Бог указывает ему путь – обратиться к царю с просьбой о помиловании. Получив его, Тихомиров прибывает в Санкт-Петербург и идет в Петропавловский собор – поклониться праху Императора Александра II, против власти которого он так ожесточенно боролся, будучи революционером. Так произошло еще одно преображение «из Савла в Павла». Лидер революционеров становится ревностным приверженцем самодержавия и крупнейшим идеологом монархического движения.

Тихомиров стал первым русским мыслителем, разработавшим учение о русской государственности, о ее сущности и условиях ее действия. Он первым серьезно занялся изучением такого государственного феномена, каким было русское самодержавие.

В начале прошлого века он был очень плодотворен, пишет фундаментальные труды, статьи и доклады на религиозно-философские темы. Многие из них вошли в книгу «Религиозно-философские основы истории».

Она тем более современна, что дает анализ человеческой истории в ее последние эсхатологические времена. Уникальна книга Тихомирова еще и тем, что в ней впервые на русском языке человеческая история в полном объеме проанализирована с религиозной точки зрения. В философской работе Тихомирова показано логическое развитие в человеческих обществах религиозных движений, взаимная связь и преемственность религиозных идей разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь.

«Царство мира соделывается Царством Господа», – пишет Лев Тихомиров. – «Все созданное приходит к той гармонии, в которой было создано».

«Конференция прошла на высоком академическом уровне в режиме круглого стола, в рамках которого собравшиеся смогли поделиться научными изысканиями и обменяться мнениями по актуальным вопросам», – отметили в семинарии. «Лев Александрович Тихомиров верил в великое будущее России, но оно по его убеждению возможно лишь при условии, что русский народ, без оглядки на Запад, вновь обретёт живую связь со своим тысячелетним духовным наследием, в основе которого лежит Православная вера. «Только будучи русскими по духу и содержанию, мы способны национально создавать своё настоящее и будущее», писал он».


Видеоматериалы

Ведомости Мордовской Митрополии