Главная » Наши публикации

«В основе исцеления от алкоголизма лежит страх Божий»

9 ноября в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, с участием духовенства Юго-Западного благочиния Саранска состоялся кинопросмотр документального фильма «Утерянная добродетель» с последующим обсуждением проблемы алкоголизма. Круглый стол был организован председателем отдела по церковной благотворительности и социальному служению Саранской епархии протоиереем Андреем Копейкиным и руководителем епархиальной комиссии по противодействию алкоголизму, наркомании и утверждению трезвости иереем Владимиром Самариным.

 

«Алкоголизм — это очень коварная болезнь, которой подвержено наше общество уже с давних времен. Конечно, сегодня данная проблема решается на государственном уровне достаточно успешно через пропаганду здорового образа жизни, но мы не должны забывать православные традиции в борьбе с зеленым змием. Без духовных инструментов нельзя полностью искоренить массовый алкоголизм. Только Таинства Святой Церкви, молитвы, обеты трезвости и сильная вера помогают человеку избавиться от этого страшного недуга, потому что в основе такого исцеления лежит страх Божий», — подчеркнул протоиерей Андрей Копейкин.

Мысль благочинного Юго-Западного округа Саранска продолжил иерей Владимир Самарин. Батюшка регулярно посещает наркологический диспансер, где он общается с пациентами, страдающими алкогольной зависимостью. Они часто ему говорят: «Это мусульманам нельзя употреблять водку, а православным можно. Сам Господь оправдывает употребление вина». Казалось бы, с таким мнением не поспоришь. Да, действительно, в Библии говорится постоянно о вине. Например, в Пятикнижии слово «вино» встречается 250 раз, а слово «вода» – 220 раз, слово «хлеб» – 200 раз. Неужели Библия оправдывает винопитие?

«Православный фильм «Утерянная добродетель» очень подробно объясняет нам, в чем заключается заблуждение народа, когда он начинает по-своему трактовать Библию. В частности, в кинокартине говорится о том, что под понятием «вино» в Библии подразумевается как перебродивший, так и обычный виноградный сок. И когда Писание говорит одобряющие слова о вине, речь идет о неперебродившем виноградном соке. А там, где мы видим проклятия и запреты на употребление вина, речь идет о перебродившем виноградном соке, т.е. об алкогольном вине. Иногда алкоголики ссылаются на первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской, когда Спаситель превратил воду в вино на свадьбе. Но в древности хорошим вином считался не опьяняющий виноградный сок. Поэтому вино кипятили. Разве мог Христос находиться среди пьяных людей? Еще все пьяницы глубоко убеждены, что раз в Церкви причащают вином, значит, надо пить пиво и водку. В фильме об этом тоже говорится. Для Таинства Причастия используется разбавленное вино. Разбавляется оно дважды: первый раз – холодной водой во время приготовления к службе; второй раз – теплотой, т.е. горячей водой, непосредственно перед Причастием. Такое разбавление вина, по сути, должно лишать его опьяняющего свойства. Многие моменты приходится объяснять неверующим людям. И мы, священники, должны знать, как нужно правильно помогать алкозависимым. Сказать: «Иди молись и читай акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», разумеется, не является полноценным подходом. Чудо может произойти, но это отнюдь не закономерность. Нужно кропотливо работать с человеком и его семейным окружением именно в духовном плане», — отметил иерей Владимир Самарин.

Как мы знаем, существуют разные формы воздействия на пьющего человека. Кто-то обращается к колдунам и бабушкам, которые читают заговоры, кто-то соглашается на медикаментозное кодирование. Но Церковь относится отрицательно к такому лечению.

«Понятно, что на первом этапе медицина дает облегчение, но сама алкозависимость не уходит. Она просто заблокирована страхом умереть. Тогда человек становится раздражительным, злым, впадает в другие страсти. Болезнь приобретает иные формы, потому что в этом лечении нет духовной борьбы со своими страстями. Да, человек может понимать, что ему плохо и он ничего не может поделать с собой. Ведь на пустом месте, без духовной основы, нельзя заново стать здоровым», — пояснил иерей Владимир Самарин.

Настоятель храма Архангела Михаила митрофорный протоиерей Александр Трофимлюк рассказал о том, что у человека должна возникнуть мотивация к изменению своего поведения. И она заключается в первую очередь в желании пьющего человека переродиться духовно, а это невозможно сделать без крепкой веры в Бога.

«У меня есть один прихожанин, который служил в Афгане. Он увидел все ужасы этой войны, поэтому много пил, дело даже доходило до белой горячки. И вот однажды ему приснился сон, как нечистая сила терзает его тело. Он испытал такой страх, что перестал пить. Господь сказал: «По вере вашей да будет вам» (Мф.9, 29). Наша жизнь скоротечна. Мы не знаем, когда перейдем в загробный мир. А если ты умрешь пьяницей, тогда точно не попадешь в рай. Вспомним слова апостола Павла: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10). Поэтому в исцелении от алкоголизма должен присутствовать страх Божий, а не тот страх, который вселяется в души несчастных, когда им делают медикаментозное кодирование», — подчеркнул протоиерей Александр Трофимлюк.

В появлении страха Божия большую роль играет обет трезвости. По словам иерея Николая Овсянникова, клирика храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, человек становится алкоголиком, когда испытывает внутренний душевный дискомфорт. Православный человек радуется жизни, потому что он общается с Богом, а пьющий подменяет эту Божественную радость земными страстями, которые его затягивают, опустошая душу. Уход от внутреннего дискомфорта приводит неверующего человека в объятия лукавого, а обет трезвости позволяет по-особому взглянуть на себя.

«Как правило, обет трезвости лучше давать перед постом, и то лишь после того, как человек несколько раз причастится. Именно такая духовная подготовка постепенно меняет мировоззрение алкозависимого. Он начинает понимать, что обет — это не клятва, а общение с Богом. Во время поста каждый из нас трудится над своей душой. И если страждущий почувствует единение с остальными верующими и его еще поддержит семья, тогда он вдохновится и обет пойдет ему на пользу», — сказал во время обсуждения иерей Николай Овсянников.

Но прежде чем дать обет Богу, человек должен прийти к вере. И в этом ему могут помочь священники. Мало кто знает, что в конце XIX — начале XX века в России развернулось мощное трезвенное движение, в котором участвовали люди разных возрастов по всей стране. При поддержке Русской Православной Церкви было организовано около двух тысяч обществ трезвости. И сегодня эти традиции возрождаются. Только благоприятная духовная атмосфера поможет воцерковлению нашего народа, который начал спиваться в 90-е годы прошлого столетия.

Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери иерей Владимир Лапшов привел пример из собственного опыта служения.

«Однажды ко мне на исповедь выстроилась большая очередь. Все женщины жаловались на то, что их мужья или сыновья пьют. Тогда я рассказал прихожанкам поучительную историю. Дело было в 90-е годы. Один мужчина работал на заводе начальником, в его доме царили радость и достаток, но в стране наступило время разрухи и нищеты. Этого мужчину увольняют с работы. Ему нечем кормить свою семью, поэтому жена уходит от него. В итоге он начинает пить и превращается в алкоголика. И вот как-то раз несчастный мужчина проходил мимо храма. Он остановился, упал на колени и сквозь слезы закричал: «Господи, помилуй! У меня больше нет сил так жить!» Потом он встал и пошел в свой пустой дом. И тут к нему подъезжает богатый человек на дорогой иномарке. Это был его бывший коллега по работе. Он успешно занимался бизнесом и не бедствовал. После неожиданной встречи мужчина устроился к своему другу на работу и смог вернуться к своей семье. Вот что может сделать крик души! Господь услышал и помог», — рассказал отец Владимир Лапшов.

Закончилась встреча небольшим дружеским чаепитием. Председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Саранской епархии протоиерей Андрей Копейкин выразил пожелание, чтобы такие кинопросмотры с участием священнослужителей практиковались в молодежной среде.