Главная » Публикации

"ПОЮ МОЕ ОТЕЧЕСТВО..." К 170-летию со дня рождения А.А. Архангельского

ПОЮ МОЕ ОТЕЧЕСТВО

(к 170-летию со дня рождения А.А. Архангельского)

«И дым отечества нам сладок и приятен!»

А.С. Грибоедов

 

Нескончаемым калейдоскопом проносятся в потоке времени мириады событий, судеб и имен и исчезают в бездонной Лете. Но что то, подобно золотой песчинке, а то и целому самородку в лотке старателя, задерживается и сохранятся как нечто важное и значимое для существования отечества, национального самосознании и самой души народной.

Один из таких самородков был обретен в нашем крае 170 лет тому назад. В селе Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии, в семье священника 11 (23) октября 1846 года родился будущий всемирно известный духовный композитор, хормейстер и дирижер Александр Андреевич Архангельский. А первые шаги на пути приобщения к русской духовной музыки им были сделаны в хоре Краснослободского уездного духовного училища.

Наибольшую известность и всемирное признание получила деятельность Архангельского на поприще хорового пения. В 1880 году он создает свой первый хор из 16 человек. А через три года состоялось его первое публичное выступление, сразу же привлекшее внимание публики и музыкальных деятелей.

31 января 1887 г. Случилось событие, окончательно закрепившее за хором Архангельского репутацию лучшего профессионального концертного хора России. На заключительном вечере цикла «Исторических концертов» метр российской музыки А. Г. Рубинштейн передал А. Архангельскому свою дирижерскую палочку, и хор исполнил под его управлением несколько обработок русских народных песен.

В 1985 году Александр Андреевич воплощает в жизнь новаторское решение – заменяет мальчиков женским составом. Произведенная перемена позволяла иметь постоянный состав хора и достигать высоких вершин исполнительского мастерства. Нововведение постепенно прижилось и нашло подражателей в других певческих коллективах.

В 1898–1900 годах Архангельский совершил со своим хором концертное путешествие по всем городам России: в течение шести месяцев было дано

более 110 концертов. Хор также гастролировал и за рубежом – в Германии, Финляндии, странах Прибалтики, имея устойчивый успех у профессиональной и широкой публики.

Как выдающегося дирижера Архангельского по случаю торжественных концертов приглашали руководить и другими хорами, а также объединенными хоровыми коллективами. Так, 3 февраля 1902 года на грандиозном духовном концерте в честь образования Церковно-певческого благотворительного общества в Санкт-Петербурге он управлял хором из трехсот певчих.

Концертная деятельность хора Архангельского стала яркой страницей в истории мирового музыкального искусства. Архангельского называли лучшим хоровым дирижером мира. Лучшие образцы песнопений Православной Церкви были открыты широкой отечественной и мировой публике. Как выдающийся хоровой дирижер в 1908 году он удостоен награждения подарком с вензелевым изображением Высочайшего имени Его императорского величия.

Своим хором Александр Архангельский руководил 43 года — явление уникальное во всей истории русского хорового искусства.

В расчете на соответствие созданному Архангельским высокому «хоровому стандарту» написан целый ряд произведений русских композиторов. К примеру, во многом именно благодаря многолетним усилиям «первого регента России» сегодня мы можем слушать «Литургию» Чайковского, «Всенощную» Рахманинова, другие произведения русской духовной музыки.

С началом концертной деятельности хора связаны и успехи Архангельского как композитора. В 1887 году он издал первые свои духовные переложения напевов Александро-Невской Лавры ("К Богородице прилежно" и "Утоли болезни") и оригинальное сочинение - "Милость мира". Всего же перу Архангельского принадлежат: три опуса Божественной литургии св. Иоанна Златоуста, два опуса всенощного бдения, песнопения литургии Преждеосвященных даров, песнопения Евхаристического канона на литургии св. Василия Великого, панихида. Около пятидесяти опусов составляют песнопения малых форм на богослужебные тексты и напевы, среди которых одиннадцать – на текст Херувимской, десять опусов – на текст «Милость мира», столько же – на текст «Верую» и пять опусов на текст «Достойно есть», около двадцати духовных концертов. Значительное место занимают гармонизации церковных распевов, составившие восемь выпусков: это песнопения Великого поста, Пасхи, двунадесятых и Великих праздников.

По мнению исследователей, Архангельский, наряду с такими авторами, как Д.С. Бортнянский, А.К. Львов, Н.А. Римский-Корсаков, сделал «крупный шаг вперед» по пути создания русской самобытной церковной музыки. Опираясь на традиции Петербургской школы русской духовной музыки и развивая их, учитывая основные стилистические особенности романтической западной музыки и особенности светских хоровых произведений русских композиторов, он оформил новое романтическое направление в русской духовной музыке.

Духовная музыка Архангельского – этот сплав веры и гармонии, одухотворенный индивидуальным чувством предстоящего пред Богом человека.

Вот звучащее голосом Ф.И. Шаляпина: «Ве-ру-ю! …» - сдержанное в осознании собственной правды и от этого еще более непреклонное самоутверждение в вере («Символ веры»). Или: «Помышляю день страшный. И плачу деяний моих лукавых….» – глубочайшее в своей откровенности чувство раскаяния и упования на всепрощающую Божию милость («Помышляю день страшный»). Или: «…..Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, Живот даяй, тем же мир Тя славит» - неподдельное умиление и тихая радость в благодарении Богу животворящему («Свете Тихий»).

В своей музыке, отличающейся необыкновенной мягкостью, ясностью, теплотой, молитвенностью Архангельский естественен, как естественна и выразительна обычная речь человека. Его сочинения часто пронизаны тихой грустью, скорбно-молитвенным настроением. Архангельский - религиозный лирик, вводящий нас в тайники души страдающей и ищущей смирения в Боге. И это делает его близким сердцу каждого верующего. Ведь когда жизнь человека складывается удачно, все начинания заканчиваются успехом, никто не связывает эти радости с Божественным Промыслом. Но стоит только потерпеть неудачу или случается какое-нибудь печальное событие в жизни, как приходит мысль обратиться к Богу и просить милости для себя. Мы забываем о радостном состоянии верования и стоим в Храме с настроением грусти и печали, всецело окунувшись в свои житейские проблемы. Наверное, поэтому говорили, что вся Россия любила молиться под звуки песнопений А.Архангельского.

Для музыкальной жизни России неоценима общественная деятельность Архангельского. В 1902 году он основал Петербургское благотворительное певческое общество, задачей которого было оказание помощи певцам хоров во времени болезни, инвалидности и выплаты пенсий по старости. Это послужило толчком для созыва в 1908 году Первого всероссийского съезда регентов, организации церковно-певческих благотворительных обществ в Москве, Харькове, Пензе и других городах. За организацию благотворительных обществ, в которых композитор принимал активное участие, император Николай II пожаловал ему орден святого Владимира IV

степени. Уже в советское время, 5 января 1921 года, «ввиду исключительных заслуг по культивированию хорового пения в России, в ознаменование свыше 50-летней художественной артистической деятельности Александру Андреевичу Архангельскому присваивается звание заслуженного артиста Республики».

Прошли годы. Давно обрел свой вечный покой на Тихвинском кладбище С.-Петербурга герой нашего рассказа. Гранитный памятник на могиле с надписью «Учителю и другу» и изображением нот мелодии сольного запева одного из лучших произведений русской церковной лирики «Внуши, Боже, молитву мою». Рядом, в шести метрах – могила великого собрата по музыкальному перу П.И. Чайковского.

Исчезла царская Россия, а за ней и советская. На обломках последней в болях и муках рождается новая страна. Какой она будет, какие опасности встают на ее пути?

Главная опасность – это занесенный и взращиваемый в нашем обществе в протяжение последних десятилетий дух потребительства, превращающий человека в подобие библейского Исава, продающего свое первородство за чечевичную похлебку.

Потребительское общество отрицает тысячелетнюю культуру народа, подменяя ее шоу-бизнесом. Музыка, театр, живопись, кино теряют глубинные высокие смыслы, спекулируют на самых низменных человеческих качествах.

Подрывается институт семьи как основной ячейки общества, дискредитируется высокое предназначение материнства. Из оборота выводятся понятия патриотизма, служения отечеству, самоотверженности и героизма. Современное российское общество потребления все меньше руководствуется понятиями морали и нравственности, эти вопросы слабо беспокоят людей, сознание которых определяют СМИ и реклама.

Такое общество обречено. Оно не может быть устойчивым и не способно к поступательному развитию. Единственный же выход из этого положения - возврат к выпестованным за тысячу лет в лоне православия традиционным ценностям нашего народа (особенно таким, как патриотизм, коллективизм, добродушие, сострадательность, милосердие). К этому ведут нас жизненный путь и творчество нашего прославленного земляка Александра Андреевича Архангельского.

Да поможет нам Бог!

 

И.В. Бартанова, Т.Б. Яковлева


Видеоматериалы

Наши материалы