Главная » Наши публикации

Церковь никогда не боялась эпидемий, а духовенство готово отдать жизни за прихожан. Священник Алексий Масловский тому пример

«Молебное пение во время губительного поветрия и смертоносной заразы» - именно так официально называется молебен, который читается в саранских храмах. Митрополит Зиновий благословил совершать этот молебен на всех приходах епархии. Готовы епархиальные социальные и молодёжные службы – на тот случай, если понадобится срочно помогать на дому большому числу пожилых людей и инвалидам. И неизменным является призыв духовенства к прихожанам: соблюдать молитвенное спокойствие. Спокойствие сохраняет и само духовенство.

На протяжении истории не было века, чтобы человечество не страдало от какой-либо смертельной эпидемии. И священники неизменно готовы пожертвовать своей жизнью ради жизни своей паствы. Полное самопожертвование – это то, к чему клирик должен готовиться ещё при рукоположении…

Эрудит, выдающийся богослов и публицист священник Алексий Масловский смог воплотить принцип самопожертвования в нашем родном Саранске. Пятая холерная пандемия была несравненно страшнее заражения коронавирусом. В России в 1892-93 годах было зарегистрировано 620 тысяч больных, из которых половина (то есть, по численности – современный Саранск!) умерла. Нынешней столице Мордовии, а в конце XIX века – второму городу Пензенской губернии, тоже досталось изрядно. Кем был в то время священник Алексий Илларионович Масловский? Это был один из самых образованных людей Саранска и всей Пензенской губернии. В разных источниках сведения о его образовании разнятся. Где-то указано, что после Пензенской семинарии, Масловский формально не стал продолжать учиться. Однако, по наиболее авторитетным данным историка, исследователя Мордовского края конца XIX – первой половины XX веков Владимира Лаптуна, Масловский успешно закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия в 1858 году. А мог учиться в университете – окончание семинарии с аттестатом первого разряда такую возможность давало.

А ещё после того, как отец Алексий стал клириком Троицкой церкви в Саранске (на современной улице Володарского, недалеко от перекрёстка Богдана Хмельницкого, Серова и Рабочей), молодой священник очень много времени стал уделять самообразованию. Выписывал больше десятка журналов – церковных, научных, научно-популярных. Позже, Масловский будет печататься во многих российских журналах, и станет заметным, выдающимся публицистом. Также для нас важно, что отец Алексий стал одним из первых, если не первым саранским краеведом. Его статьи, наравне с «Записками о Саранске» врача Петерсона (того же времени) и «Биографиями саранских улиц» Куклина (уже конца двадцатого века) являются опорными трудами в истории столицы Мордовии. Статьи о Петропавловском монастыре и полностью уничтоженном потом большевиками Спасском соборе – это не только церковная история, это ещё и история самого центра Саранска.

Не только своё образование, но и образование тысяч жителей Саранска и окрестных сёл стало делом жизни Масловского. Он открыл приходскую школу при Троицком храме, способствовал организации двадцати (!) школ на приходах саранского уезда. Проработал план женской прогимназии в Саранске, причём жертвовал на неё свои деньги. Она приняла первых воспитанниц в 1875 году, а потом переросла из трёхклассного заведения в полноценную гимназию. Прямое отношению к Масловскому имели и земские училища близ Саранска. Он сам покупал здания под школы на выделенные земством деньги, сам нанимал учителей.

За свои труды в 1887 году священник получил Библию от Святейшего Синода, которая выдавалась исключительно «в поощрение трудов по народному образованию». У него было много и других высоких наград, их просто невозможно перечислить в одной статье.

Церковь неизменно развивала большую деятельность в социальной сфере, занимаясь «призрением» - от слова «призреть» - то есть опекой и заботой над теми, кто не мог позаботиться о себе сам. Отец Алексий преуспел и в этом. За два года до смерти он основал благотворительный комитет и приют для сирот. Ещё раньше - открыл при Тихвинской кладбищенской церкви новую богадельню – она находилась на месте современной улицы Васенко, которую до 1917 года именовали Тихвинским выгоном.

Сейчас, спустя полтора столетия, складывается впечатление, что отца Алексия уважали практически все, кто его знал. Авторитет Масловского был непререкаем. Во многом, поэтому горожане избрали его в состав Гордумы и комитетов земского уездного собрания, членом которых он был до самой смерти.

…Летом 1892 года, когда холера быстро распространилась по нашей стране, он выполнил свой последний пастырский долг. Эрудит и интеллигент – Масловский разумеется, знал, чем обернётся соборование больных в холерном бараке. Встретившись лицом к лицу со смертью, он заботился не о своей жизни, а о том, чтобы облегчить души умирающих земляков. А ещё с женой Анастасией Николаевной они воспитывали семерых детей, и даже страх за их будущее не был сильнее той ответственности, которую он брал при рукоположении. 25 августа 1892 года священник Алексей Илларионович Масловский отошёл ко Господу. Его захоронение навсегда утеряно. На месте Тихвинского кладбища сейчас – пара учебных заведений, жилая «сталинка», квартал панельных новостроек и заводские корпуса. Памятная табличка висит при входе в Троицкий храм. И тысячи верующих в Мордовии и Пензенской области молитвенно вспоминают священника, который исполнил свой пастырский долг.

Сергей ЗЕТКИН

Статья опубликована на Info RM

Ссылка на источник