Главная » Служение архиерея

24 июня, в день празднования иконы Божией Матери «Достойно есть», митрополит Саранский и Мордовский Зиновий сослужил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе г. Арзамаса

Сегодня, 24 июня 2019 года, в день празднования иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая»), митрополит Саранский и Мордовский Зиновий сослужил Божественную литургию митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию в Воскресенском кафедральном соборе г. Арзамаса Нижегородской области.

Также праздничное богослужение возглавили митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, епископ Выксунский и Павловский Варнава, епископ Муромский и Вязниковский Нил, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан.

Архиереям сослужило многочисленное духовенство Нижегородской епархии, игумены-настоятели монастырей, благочинные округов и руководители отделов.

За Божественной литургией молились игумении монастырей Нижегородской митрополии), педагоги и учащиеся Арзамасской православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

На богослужении присутствовали мэр г. Арзамаса Александр Щелоков, председатель городской думы Игорь Плотичкин, глава местного самоуправления Арзамасского района Виктор Миенков.

После отпуста Литургии был совершен Крестный ход с иконой Пресвятой Богородицы «Достойно есть» к месту ее постоянного пребывания – в церковь в честь Святого Духа.

В завершении Высокопреосвященнейший Зиновий обратился ко всем молящимся и участникам крестного хода

со святительским словом. Глава Мордовской митрополии отметил, что Господь явил особую милость городу Арзамасу, Нижегородской земле и всему христианскому миру, когда была обретена утерянная в годы революции святыня Алексеевского монастыря – чудотворный образ Царицы Небесной «Достойно есть».

«Арзамас – город с глубокими православными традициями, — добавил митрополит Зиновий. — На протяжении веков тут было множество храмов, здесь жили благочестивые русские люди, для которых естественным было стремление к святости. Надеюсь, что беззакония начала XX века, унесшие множество святынь, никогда не повторятся. Пусть мир и стремление к святости всегда будут в сердцах русских людей».

Все участники крестного хода смогли приложиться к чудотворному образу Божией Матери и получили небольшие иконочки Пресвятой Богородицы «Достойно есть», после чего был отслужен параклис Божией Матери перед Ее иконой, именуемой «Достойно есть», или «Милующая».

Для справки

По данным Нижегородской митрополии в начале 2017 года стараниями попечителей обители была обретена икона Богородицы «Достойно есть» восстанавливаемого Арзамасского Новодевичьего Алексеевского монастыря. Образ является одним из чтимых списков известной иконы.

Чудотворный образ Царицы Небесной «Достойно есть» был подарен сестрам Алексеевской обители братией Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в августе 1853 года. Сразу же по прибытии святыни в Арзамас по молитвам перед ней стали происходить чудесные исцеления, и в обитель во множестве устремились страждущие. Трудами елабужского купца Кирилла Стахеева образ Богородицы был

украшен сребропозлащенной ризой. До революции в арзамасском Новодевичьем Алексеевском монастыре хранилось несколько списков святыни.

Арзамасский Новодевичий во имя Алексия, человека Божия женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Феодоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь».

Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия, — небесных покровителей царской семьи.

В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Свято-Николаевскому женскому монастырю.

Расцвет Алексеевской общины связан с именем преподобного Феодора (Ушакова), в 1762 году назначенного настоятелем Санаксарского монастыря. Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из Санкт-Петербурга его духовные дочери. Преподобный Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер два-три раза в год, переписывался с настоятельницами, помогал пожертвованиями.

В 1813 году указом нижегородского епископа Моисея (Близнецова-Платонова) для проживавших при Алексеевском храме около 450 сестер была учреждена независимая от Николаевского монастыря женская община. Указом Синода от 22 декабря 1845 года в общине был принят устав, приравнивавший ее к

общежительным монастырям. Сестры занимались шитьем церковных облачений, плащаниц, ткачеством. Золотошвейная мастерская общины получала заказы не только из разных районов России, но и из Константинополя, Иерусалима, Молдавии. Помимо доходов от рукоделия и пожертвований содержание общины обеспечивалось процентами с капитала и доходами с земельных и лесных угодий. К 1917 году обитель владела 1186 десятинами земли.

5 февраля 1898 года настоятельница Алексеевского монастыря монахиня Евгения (Страгородская), тетка будущего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), была возведена в сан игумении. К 1917 году в обители было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К началу XX века в монастыре было три храма: пятиглавый холодный Вознесенский, построенный и освященный в 1787 году игуменом Санаксарского монастыря Венедиктом, с приделами во имя Киево-Печерских святых, святителя Николая Чудотворца, святителя Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери; трехэтажная Успенская церковь с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской церкви в 1798-1805 годах; церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 годах.

Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, две больницы, странноприимный дом, мельницы, четыре каменных ледника, амбар, конюшни, два пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах. В Нижнем Новгороде с 1873 года Алексеевский монастырь имел подворье. До революции по количеству владений это была крупнейшая женская обитель в России.

В 20-х годах XX века монастырь закрыли. В настоящее время обитель восстанавливается

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

 

 


Видеоматериалы

Ведомости Мордовской Митрополии