Главная » Наши публикации

Старинный престольный праздник Саранска

В словаре-справочнике «Православные приходские храмы Мордовии» Бахмустова самая большая статья, разумеется, посвящена Саранску с его современными и историческими приходами. Этот раздел сопровождается сохранившимися фотографиями более чем вековой давности или иллюстрациями-реконструкциями. Христорождественский, Духосошественский, Тихвинский, Константиновский, Покровский храмы, храм в честь Казанской иконы Божией Матери (так называемый «Верхний Казанский приход» - потому что сохранившийся и возвращенный Церкви храм в честь Трёх Святителей второе именование носил «Нижний Казанский» в честь хранящейся здесь особо чтимой иконы), и другие – эти красивые и величественные храмы, к прискорбию, были закрыты и утрачены почти сто лет назад.

Узнаём мы в этой главе и о строительстве Спасского собора и предшествовавшем ему соборе «старом» и одноимённом:
«Во имя Спаса Нерукотворного образа (Спасский) собор, по преданиям, существовал задолго до возникновения самого Саранска. Именно этой церкви царь Иоанн Грозный передал в дар (в память Казанского похода) двуглавый медный орёл, который затем почти три столетия украшал крест соборной колокольни. Исторический собор появился гораздо позже. После закладки крепости в 1640-х годах в ней был выстроен деревянный храм о трёх престолах – главном во имя Всемилостивого Спаса и придельных во имя Рождества Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова. … С 1685 года началось строительство нового каменного собора, освященного в 1695».

Именно этот собор, в котором жители Саранска возносили молитвы ко Всевышнему больше полутора веков, получил историческое название «Старого Спасского». Его разобрали в начале XX столетия, оставив нетронутой колокольню. Она стояла в 30 метрах от удивительного нового Спасского Собора, который на тот момент был достроен и освящен два десятилетия, и являлся духовной жемчужиной всей Пензенской губернии.

***

7 июля 1860 года проект (предположительно исполненный московскими архитекторами, которые за образец взяли храм Христа Спасителя) нового Спасского собора в нашем городе благословил епископ Пензенский и Саранский Варлаам. Строительство начинал купец Иван Леонтьевич Кротков. Участие в возведении собора принимали купцы Кубанцевы, Коровины и другие представители известных в Саранском уезде фамилий. К возведению были причастны и многие другие горожане – крестьяне и мещане, жертвовавшие на дом Божий кто сколько мог.

В конце 1886 года собор освятили и открыли для прихожан. Главный престол Спасского собора - Нерукотворного образа Христа Спасителя, в левом приделе - Святого Благоверного Великого князя Александра Невского (освящен в 1887 года), в правом - Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца (1888 года). Убранство главного саранского храма отличалось особым благолепием. Настоящими художественными драгоценностями были фреска «Вход Господень в Иерусалим», росписи на сюжеты житий святителя Николая Чудотворца и благоверного князя Александра Невского, образы иконостаса. Главными святынями являлись икона Божией Матери «Знамение» и, конечно, чудотворный Нерукотворный образ Спасителя византийского письма. О чудотворности этого лика извещали ещё царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича. Очень красивыми были и паникадила, особенно центральное – на 56 свечей.

Спасский собор был закрыт в 1928 году. Здания храма и колокольни были разобраны в 1930-1932 годах. Горожане смогли спасти и уберечь несколько соборных святынь. Как пересказывали своим детям городские старожилы, прямо на площади, которая к тому времени называлась Советской, «ликвидаторы» храма сложили костер из соборных икон. Православные горожане, не слушая гневных окриков, подбегали к костру и вытаскивали образы из огня. В Иоанно-Богословском соборном храме, который уже современные горожане привыкли именовать «Старым Собором» (но в отличие уже от другого «нового» - кафедрального собора праведного воина Феодора Ушакова) можно помолиться перед разными удивительными и намоленными веками иконами (например, перед тремя особо почитаемыми старинными Богородичными образами. В том числе, и перед Владимирской иконой Божией Матери, которая ныне является самой чтимой в городе). Есть здесь святыни, по которым понятно, что, вероятнее всего, меньше века назад горожане молились перед ними в Спасском соборе. Несколько образов прямо указывают на соборный иконостас.

…День Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа (944) и по сей день остаётся одним из престольных праздников столицы Мордовии. Ближайшим престолом к месту, где еще менее века назад возвышался собор, является домовой храм при епархиальном управлении.


Видеоматериалы

Ведомости Мордовской Митрополии