Главная » Служение архиерея

Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий совершил Воскресную Божественную литургию

1 ноября 2020 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, день памяти пророка Иоиля (800 г. до Р. Х.), мученика Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307 г.), перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий совершил Воскресную Божественную литургию в домовом храме.

За богослужением читалось Евангелие дня (Лк. 8:5-15).

Притча о сеятеле, которую мы читаем сегодня, имеется у всех трех синоптиков. Вариант притчи, приводимый Лукой (Лк. 8:5–8), несколько короче. Незначительные отличия между Евангелистами в изложении притчи касаются семени, упавшего при дороге: у Луки оно «было потоптано, и птицы небесные поклевали его». Семя, упавшее на каменистую почву, по версии Луки «взойдя, засохло, потому что не имело влаги». Упавшее на плодородную почву приносит у Луки — «плод сторичный».

В толковании притчи у Луки говорится: «семя есть слово Божие» (Лк. 8:11). Очевидно, что Иисус имеет в виду Свою проповедь. Эта проповедь есть то самое слово Божие, которое является прямым продолжением ветхозаветных откровений Бога, совершавшихся через пророков.

 Слушателям Иисуса, несомненно, были знакомы слова Исаии: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:8–11).
В данном тексте отсутствует образ сеятеля, но есть образы семени, земли, а главное — слова Божия, исходящего из уст Бога. Это Слово не возвращается к Богу тщетным, но исполняет волю Отца, Который послал Его в мир.

В притче о сеятеле Иисус говорит о Себе. Это сближает данную притчу со многими другими притчами и поучениями, в которых Иисус основное внимание слушателя обращает на Свою личность и Свое дело. Тот факт, что проповедь Иисуса сфокусирована на Его собственной личности, объясняется Его уникальной ролью как Посланника и Сына Божия, пришедшего возвестить людям волю Божью особым образом — не так, как это делали пророки.

Они служили лишь передаточными звеньями между Богом и людьми, Иисус же был Богом воплотившимся и, говоря с людьми от Своего лица, одновременно говорил от имени Бога Отца. Именно поэтому Он заострял внимание слушателей не на каких-то отдельных аспектах Своего учения и не на учении в целом, а в еще большей степени — на Самом Себе как источнике этого учения. [Толкование из книги митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение»].

 


Видеоматериалы

Ведомости Мордовской Митрополии