Как быстро бежит время! Совсем недавно мы со средоточием входили в первые дни Великого Поста. А позавчера мы уже молитвенно отмечали в храмах Неделю Крестопоклонную! И души наполняются радостью от мысли, что совсем скоро самый главный праздник во Вселенной – Светлое Христово Воскресенье!
«Бог так возлюбил нас, что послал для нашего спасения Сына Своего Единородного, Который по Своей Божественной природе взял на Себя последствия грехов всего человечества и вместо нас претерпел страдания за всех… Он в Самом Себе их искупил и победил, тем самым на Голгофском Кресте избавил нас от страданий и вечной смерти. Он «Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1, 29).
Побеждая на Кресте грех и смерть, Он призывает всех Своих последователей, то есть христиан, пронести в этой жизни свой личный крест и побеждать наши душепагубные страсти, грехи, а значит – и вечную смерть души. Кто со Спасителем сораспнётся, тот и совоскреснет, то есть кто победит в себе грех, тот обретёт и вечную жизнь с Воскресшим Христом! «Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 20, 22).
Пасха приносит радость «обновлённой жизни» (Рим. 6, 4), а значит утверждение добра, милосердия и справедливости, призывает христиан утешать слабых, помогать обездоленным, укреплять малодушных, подаёт надежду отчаявшимся. В этом и смысл чистоты и доброй жизни во Христе Воскресшем!
Ради победы над грехом и дарования нам вечной жизни и снизошёл Господь с Небес, воплотился, претерпел Распятие, в третий день Воскрес и основал Церковь Свою Святую, чтобы обновлённому и освящённому человеческому естеству был открыт путь в вечную жизнь и спасение!
Для того, чтобы произошло Воскресение, необходимо, чтобы была побеждена реальная смерть. Поэтому Спаситель, будучи Вторым Лицом Пресвятой Троицы, являясь Богом Словом, Сыном Божиим, приходит в сотворённый Им мир, соединяется с нашим человеческим естеством, оставаясь всецело Богом, чтобы положить конец смерти всех людей. Христово тело было смертное, и за всех приносимое на смерть, которую Он принял от людей, чтобы эту смерть полностью истребить. Но это тело сделалось храмом Жизни. Поэтому, хотя оно и умерло как смертное, но ожило, в силу обитающего в нем Источника Жизни – Христа. Тело воплотившегося Бога Слова должно было воскреснуть для того, чтобы в Нём падшее ветхое человечество в обновлении обрело Воскресение для жизни вечной. Знамением победы над смертью всего человечества было телесное Воскресение Богочеловеческой Личности Христа и в Нём всех Его последователей.
До пришествия Господа Иисуса Христа смерть была сильна, и потому – страшна. После Его победы над нею, смертью пренебрегают, ибо явно, что она побеждена и истреблена распятым Христом. Спаситель, явившийся в теле и упразднивший смерть Своего тела, и ныне торжествует над ней в Своих учениках. «Бог Слово Своей святой плотью вкусил смерть, чтобы, победив смерть и уничтожив тление, сила Воскресения вошла в весь человеческий род» (святитель Иоанн Златоуст).
Лишь в Воскресении Богочеловека человеческое естество обрело свой подлинный божественный смысл и значение, потому что из него устранена тьма греха и безысходность вечной смерти, и оно явилось в своей первозданной безгрешной красоте и бессмертном свете.
Этим и объясняется мужество мужественных, героизм героев, бесстрашие и доблесть воинов и защитников, непреодолимая стойкость мучеников и исповедников в вере…»
Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, 2024 год.
2021 Официальный сайт Саранской епархии