Главная » Деятельность митрополита Саранского и Мордовского Зиновия

В центре «Педагог 13.ру» открылся региональный этап XXXII Международных Рождественских образовательных чтений

Сегодня на базе центра «Педагог 13.ру» торжественно открылся региональный этап XXXII Международных Рождественских образовательных чтений. В этом году они посвящены большой, глобальной цивилизационной теме – «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».

На пленарном заседании собралось духовенство, включая двух архиереев – Главу Мордовской митрополии митрополита Саранского и Мордовского Зиновия и епископа Краснослободского и Темниковского Климента, представители органов региональной государственной власти, известные ученые и педагоги.

Открывая заседание, митрополит Зиновий акцентировал внимание на теме Чтений.

«Во многом именно соотношение Православия и культуры определяет уникальность и могущество Российской цивилизации, Русского мира, который является именно культурно-социальным, а не этническим феноменом», – отметил святитель. – «Осмысление истории, видение современной картины мира осуществляется через призму цивилизационного подхода и цивилизационного кода. И данное понятие оказывается выражением традиционного мировоззрения, которое имеет Церковь. Она говорит на языке Священного Писания. Поэтому для нас, христиан, цивилизационное мировоззрение – это мировоззрение Евангельское, которое формируется в нашей стране с десятого века. Евангельское мировоззрение формирует всю социальную палитру и, в том числе, культуру».

В свое время священник Павел Флоренский выводил понятие «культура» из понятия «культ» и этим обозначал (символически, а не строго этимологически) религиозное начало в культуре. Для русской культуры это справедливо в полной мере, потому что даже саму её основу – письменность – мы получили от христианских миссионеров. Религиозная культура не была отдельно стоящим феноменом, она была органичной частью социума и государственности. Через дар крещения мы получили подлинное духовное Воскресение, и это ясно чувствовали первые поколения крещеных православных русских людей. Отныне раз и навсегда в русское сознание, в русскую культуру входит образ Нового Иерусалима, Святаго Града, а Русская Земля осознается как вторая святая земля, удел Пресвятой Владычицы нашей Приснодевы Марии.

И в это время начинают вырабатываться основные понятия и основы русского менталитета, русской духовной жизни, русской культуры. С образом Святого Града неразрывно связано такое особое русское понятие и явление, как соборность, подразумевающее совместное делание на основе внутреннего духовного единства.

С принятием христианства в русском человеке вырабатывалась любовь к гармонии, к красоте.

Митрополит Зиновий напомнил слова Василия Васильевича Зеньковского: «Православие открывается русской душе как основа для построения целостной культуры, как единственная сила, способная обновить жизнь, примирить противоречия истории. С глубокой верой в творческие силы Православия, в сознании правды и красоты его, хотим мы служить делу обновления русской жизни в свете Православия». Эти слова относились уже к новейшей истории, но справедливы для всего пути Российского государства.

«Наша тема сформулирована, как «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего», и мы понимаем, что именно приобретением стало Православие, причём не только для отечественной культуры, но для существования всего нашего государства. Именно Православие позволило сохранить культурную идентификацию наших предков и пройти им в осознании себя, как единого народа через феодальную раздробленность, через монгольское иго, через западную оккупацию.

Но тогда что же мы будем называть «потерями»? Потерей стало искусственное прерывание преемственности религиозного культурного мировосприятия. В России разделение единого культурного пространства на религиозную и светскую ветви начинается в XVII веке», - сказал в выступлении архиерей.

Пётр Алексеевич – первый император нашего государства – проводил политику модернизации, одной из черт которой стала секуляризация. Мы не даём оценку мотивам и вообще деятельности Петра I, тем более, что он не был не атеистом, не антиклерикалом. Более того, само явление секуляризма зародилось на западе, и с запада было перенято. В 14 - 15 веках началась эпоха отделения научного познания от религиозного и последующего их отдаления. Человек в эту эпоху в познавательном процессе утрачивает духовную направленность и увлекаясь секулярными идеями постепенно теряет связь с Творцом, источником своего духовного развития, поэтому становится всецело существом материального мира. Все философы модерна направили свои усилия на осознание законов и принципов, действующих в материальном мире. В культуре происходит отход от центричности Бога к антропоцентричности.

Но при этом деятели Российской культуры и в XVIII-ом, и XIX-ом веках продолжали творить именно в христианском духе, основываясь на Евангельских идеалах. Творческий путь величайших композиторов, художников, зодчих, писателей был неотделим от Православия. Митрополит Зиновий напомнил, что даже отец российской науки Михаил Михайлович Ломоносов писал талантливейшие религиозные стихи.

Тенденции западничества в нашем обществе были сильны, но в противовес им выступают выдающиеся религиозные философы. Такие великие мыслители, как Николай Бердяев, Владимир Соловьёв и протоиерей Сергий Булгаков выступали с аргументированным и обоснованным призывом к русской интеллигенции о возврате к религиозному мировоззрению, указывали на непреодолимые противоречия исключительного позитивизма с его утопичным устремлением опираться на одни только научные начала.

А потом уже в XX веке началась эпоха глобальных цивилизационных потрясений и коренных переломов. Мы оставляем за скобками политическую суть вопроса, но все мы знаем об экспериментах в области нравственности, в поисках новых смыслов и попытках ликвидировать традиционную мораль, на которую в 20-ых годах ставилась клеймо «буржуазная». Но и за пределами нашей страны христианские модели социума претерпевали давление.

Однако, в последние двадцать лет наша страна проходит путь восстановления, который невозможен без возврата к исконной культуре. Этот процесс жизненно важен для всего мира. Потому что сейчас Россия является тем оплотом, который не позволяет распространить антиценности современности на всё человечество. Задачами наших врагов является изменение представления о человеке как таковом, о норме, которая всегда и при всех разногласиях оставляла в человеке неизменными его природу, личность, пол, семью и многое другое. И военная агрессия против России вывела на поверхность глобальные процессы, в которых нашему государству отводится важнейшая роль.

«Мы живём и осуществляем своё служение в трудный, но важный исторический момент. Во многом от каждого из вас зависит будущее нашей страны. Международные Рождественские образовательные чтения приобретают особенное, поистине стратегическое значение. У каждого из вас есть большие возможности в своей дальнейшей работе, на каждом из вас лежит большая ответственность», – напомнил архипастырь.

ВИДЕО


Видеоматериалы

Ведомости Мордовской Митрополии