Главная » Деятельность митрополита Саранского и Мордовского Зиновия

В Мордовском государственном университете прошла встреча студентов и преподавателей с профессором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.Л. Дворкиным

26 апреля в первом корпусе Мордовского государственного университета прошла встреча студентов и преподавателей с профессором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александром Леонидовичем Дворкиным. В нашей стране и за рубежом он известен своими многолетними исследованиями в области тоталитарных сект, автором десятка книг и сотен публикаций на эту тему. Также в этой встрече, которую можно было назвать открытым уроком или лекцией, приняли участие Высокопреосвященнейший митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, проректор по учебной работе Саранской Духовной семинарии Марина Юрьевна Грыжанкова (доктор философии и профессор МГУ им. Н.П. Огарева) и директор Историко-социологического института Мордовского госуниверситета Николай Михайлович Арсентьев.

Началось мероприятие с краткой речи Владыки Зиновия, который приветствовал собравшихся троекратным пасхальным возгласом «Христос Воскресе!», а затем представил аудитории профессора Дворкина, заметив при этом, что «представлять его особо и нет необходимости, поскольку его личность и труды известны всем». А цель прибытия Александра Леонидовича в Саранск, как сказал митрополит – «пообсуждать некоторые темы, связанные с религиозным аспектом нашей жизни и деятельности».

***

Еще в самом начале своей лекции Александр Леонидович Дворкин обратился к слушателям с просьбой задавать любые вопросы, ведь «не бывает ни неуместных, ни обидных вопросов, я буду приветствовать всё, о чём вы захотите поговорить». И первое, о чем спросили профессора – каким образом секты вербуют своих адептов?

Ответ был весьма обширным и подробным. Если изложить вкратце сказанное профессором Свято-Тихоновского университета, сектанты-вербовщики используют те же манипуляции, что и уличные мошенники, действуя в три этапа: сначала войти в доверие, потом вызвать сильную эмоцию (самое простое – напугать человека), а потом, соответственно, предложить выход из ситуации. Обычно начинают с безобидного вопроса – просто для знакомства, чтобы завести разговор. Потом нужно «ударить» человека некой проблемой (якобы симптомами имеющейся у него тяжелой болезни), а потом предложить свою помощь. Главное для них – заинтересовать человека, чтобы привести его на сектантскую территорию, потому что там он гораздо более внушаем, и затем постоянно поддерживать в нём это стрессовое состояние. Заманивая человека в секту, вербовщики играют на его слабостях. Это – либо тщеславие («к нам большие люди ходят»), либо жадность («у нас это можно дешево купить»), либо боязливость («у вас неизлечимая болезнь, но мы знаем очень хорошего доктора»).

«Мы не можем себе представить, – продолжил Александр Леонидович, – чтобы к человеку подошли на улице и прямо предложили ему вступить в секту, называя ее именно этим словом. Нет, людей заманивают, приглашая посетить какие-нибудь тренинги для повышения внутреннего потенциала или карьерного роста; на курсы восточных единоборств или, наоборот, какой-то горицкой эзотерической борьбы; на курсы йоги, восточного танца или какой-то там ведической кулинарии. Приманка действует, если она соответствует интересам самого человека».

Приводить все вопросы и ответы, прозвучавшие на встрече в МГУ, мы не будем. Их было довольно много и затрагивали они самые разные аспекты сектоведения (например – можно ли в какой-то мере отнести к сектам общины язычников или политические партии?). Заметим лишь, что общение с молодежью проходило в очень живой увлекательной форме. Было видно, что Александру Леонидовичу уже не раз приходилось обращаться к такой аудитории. И многим из студентов наверняка запомнятся такие слова профессора Дворкина:

«Христианство утверждает, что Бог создал человека свободным, а значит – человек должен сам принимать решения. Есть даже русская поговорка «невольник – не богомольник». Главное, чтобы человек понимал, между чем и чем он выбирает. Моя встреча со вами здесь – не для того, чтобы навязать вам какую-то мировоззренческую позицию. Я просто хочу предупредить вас об опасности сектантства, чтобы, когда вы столкнетесь с этим (и столкнетесь скорее всего не на улице, а в социальных сетях, где сектанты очень активно работают), имели необходимую информацию, думали, сопоставляли и делали свой свободный выбор».