Главная » Меню » Епархия » История епархии

Возрождение

Возникновение автономной Саранской епахии датируется 1991 г., но это - лишь официальный рубеж, указывающий на факт завершения сложного и длительного процесса возрождения приходов Мордовии. К началу Великой Отечественной войны на территории республики не оставалось ни одного прихода; в годы военого лихолетья власти разрешили открыть несколько церквей - в Андреевке Ардатовского р-на, Маколове Чамзинского р-на, Журавкине Зубово-Полянского р-на, Макаровке Саранского р-на, Спасском Рузаевского р-на и др. Крупнейшими центрами Православия вновь стали Саранск (Иоанно-Богословская церковь, вторая кафедра Пензенских архиерев) и Темников (Успенская церковь). Далее борьба священников с властью шла с переменным успехом. В 1961 г. вновь был отнят у верующих Макаровский погост, подвергшийся разрушению, а затем переделке под туристский центр. Зато приход с. Новое Пшенево Ковылкинского р-на открыл молитвенный дом, вскоре сгоревший, но опять восстановленный. Сумели вернуть себе храм жители с. Колопино Краснослободского р-на, Паевки Рузаевского р-на, Атяшева Атяшевского р-на и некоторых других. Открылся молитвенный дом в Рузаевке, потерявшей два храма, построенных помещиками Струйскими на рубеже XVIII-XIX вв. К середине 1980-х гг. мордовская часть Пензенской епархии достаточно окрепла, чтобы вопрос о церковной автономии перешел из области далеких проектов в более реалистичную фазу. Пензенские архиереи, и прежде всего епископ Мелхиседек и архиепископ Серафим, сделали многое для того, чтобы Мордовия обрела решительность в духовных делах. Процесс духовного возрождения в республике был значительно ускорен перестройкой, подвинувшей многие приходы на решительные шаги по возвращению храмов. Так, в 1989 г. жители нескольких пригородных сел (Макаровки, Луховки, Солдатского, Куликовки) потребовали вернуть верующим Макаровский погост; архиепископ Серафим поддержал людей. В Саранск для переговоров с властями прибыл секретарь епархиального управления Варсонофий (будущий епископ Саранский); когда приход заручился поддержкой Святейшего Патриарха Пимена, власти сдались: вначале к общине отошли Иоанно-Богословская и Михаило-Архангельская, а затем и Знаменская церкви. Всего к 1991 г. в Мордовии действовало около 50 приходов, но не было ни одного монастыря.

В такой обстановке и произошло учреждение Саранской епархии. Создание отдельной Саранской и Мордовской епархии было утверждено решением Патриарха и Св. Синода Русской Православной Церкви 29 января 1991 года. Новый церковный округ был выделен из состава Пензенской епархии в границах Мордовской ССР. Постановлением Святейшего Патриарха Алексий II и Св. Синода от 30 января 1991 года архимандриту Варсонофию (Судакову), клирику Пензенской епархии было определено быть епископом Саранским и Мордовским. В Богоявленском патриаршем соборе в Москве Святейшим Патриархом Алексием II и участвовавшими Преосвященными архиереями 7 февраля 1991 года было совершено наречение, а 8 февраля произошла хиротония архиманд-рита Варсонофия в первого епископа вновь образованной епархии. У новой епархии почти ничего не было, даже здания управления. Первое время канцелярия и кабинет управляющего размещались в нескольких комнатках служебного здания при Иоанно-Богословском соборе. И все же епархия с первых месяцев зажила полнокровной жизнью. С апреля 1991 г. стала выходить газета "Саранские епархиальные ведомости". 7 мая 1991 года постановлением Совета Министров Мордовии Саранской епархии был передан Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь г. Темникова. По всем районам республики немногочисленные тогда клирики собирали сведе-ния о сохранившихся объектах культового назначения, составлялись первые списки того, что должно было вернуться верующим. А это - руины, руины, руины... Епархия оказалась потенциальным владельцем полутора сотен зданий, которые иначе чем развалинами назвать было трудно. Не было денег ни на ремонт, ни тем более на реставрацию. И все же дело продвигалось. Первые воспитанники Санаксарского монастыря возродили еще несколько обителей - Чуфаровскую Свято-Троицкую, Краснослободскую Спасо-Преображенскую, Макаровскую Иоанно-Богословскую. Возвратился пристойный вид ко многим храмам - в селах Болдово, Куликово Рузаевского р-на, Гумны Краснослободског р-на, Аксел, Урей, Пурдошки Темниковского р-на, Троицк Ковылкинского р-на, Атемар Лямбирского р-на, Никольское Торбеевского р-на и многих других. К первому пятилетию существования епархии в Мордовии действовало уже около 120 приходов и 8 монастырей: к первым мужским присоединились Казанская Ключевская пустынь, Кимляйский Александро-Невский монастырь и две женские обители - Пайгармская Параскево-Вознесенская и Куриловская Свято-Тихвинская. В следующее пятилетия открылись еще несколько монастырей: женские Инсарский Свято-Ольгинский, Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский, Ковыляевский Свято-Троицкий и два мужских - Дракинский Покровский и Журавкинский "Живоносного источника".

Появились первые опыты храмоздательства. В г. Ковылкино был заново построен каменный храм, освященный епископом Варсонофием во имя Прп. Серафима Саровского. Каменные церкви по современным проектам появились также в селах Большая Елховка, Перхляй, Чукалы, Алово, Поводимово, в пос. Чамзинка, в г. Рузаевке (два храма - Рождество-Богородицкий, бывший молитвенный дом, и Никольский на Химмаше), в других населенных пунктах, деревянные - в селах Урусово, Дюрки, Умет... В других случаях речь шла о серьезной реконструкции мирских зданий, переданных приходам местными властями - в пос. Кадошкино, в селах Трофимовщина, Большие Березники, в пос. Зубова Поляна, Торбеево и многих других. И все же много, очень много остается на нашей земле храмов, которым приходы не в силах вернуть прежнее великолепие в столь сжатые сроки: проблема реставрации остается острой. Экономическая ситуация такова, что без посторонней помощи сельским общинам с возрождением храмов не справиться. И помощь приходит: все больше производственников, бизнесменов, государственных деятелей обращают внимание на вопрос о возрождении Православия не только как эти - коформирующей, но и идеологообразующей силы, способной сплотить, как встарь, народ вокруг государственной идеи. Церковь с благодарностью приняла проявления доброй воли со стороны совершенно разных по официальному положению людей, принявших посильное участие в становлении епархии. В разные годы церковными наградами были награж дены многие политические деятели, работники экономической сферы, ученые, вступившие в сотрудничество с приходами и монастырями.

Значительно вырос и клир. Например, к 2000 г. в епархии уже числилось 325 священно- и церковнослужителей, из которых русских - 223 чел., мокши и эрзи - 83 чел. В отличие от мирской жизни, в духовной никаких недоразумений на межнациональной почве не наблюдалось. И не могло наблюдаться, ибо все должны служить Богу и России. К своему десятилетию епархия пришла сплоченной, многогранно действующей, растущей, строящейся. Проблема кадров остается острой. В 1999 г. состялся первый выпуск Саранского Духовного Училища, организованного на базе Иоанно-Предтеченской церкви. Становление училища происходило в сложной обстановке: кроме подбора учащих и учащихся, ректорату приходилось вести обширные ремонтно-восстановительные работы, так как хлебозавод, передавший епархии Предтеченскую церковь, сделал все, чтобы в этом здании нельзя были ни служить, ни учить, ни жить. Тем не менее состоялось уже два выпуска, и некоторые воспитанники училища продолжили свое образование в семинариях.

Уже восемь лет действуют при епархиальном управлении катехизаторские курсы для мирян, через которые ежегодно проходит до 150 человек. Почти при всех храмах и монастырях открыты воскресные школы; появляются первые детские православные объединения, лучшее из которых - клуб "Родник" (Саранск, руководитель - Г.И.Красновид). Формой общения клира с учеными и работниками образования стали научно-духовные и духовно-образовательные конференции, среди которых особое место принадлежит Сретенским образовательным чтениям, Масловским чтениям (проводятся в честь выдающегося просветителя XIX в. саранского священника А.И.Масловского), Кирилло-Мефодиевсвким чтениям, конференциям, приуроченные к определенным датам - 90-летию прославления Прп. Серафима Саровского, 2000-летию Рождества Христова, 340-летию основания Санаксарского монастыря и т.д. Все больше организаций привлекается к проведению конференций, нередко они организовываются совместно с Мордовским университетом, пединститутом, министерствами, ведомствами. Координатором связей епархии с общественностью служит Совет по православной культуре при Главе РМ, возглавляемый епископом Варсонофием. В Совет входят представители власти, науки, образования, здравоохранения.

В настоящее время в Саранской епархии общее количество приходов и монастырей-240, из них приходов: городских-20, сельских-220. Все приходы епархии разделены на 14 благочиннических округов. На территории епархии действуют, восстанавливаются либо строятся 13 монастырей, в том числе мужских -7, женских -6. Помимо указанных приходских церквей, в монастырях действуют еще 17 церквей. Событиями особого рода стало прославление в сане местночтимых святых старцев Феодора Санаксарского (июль 1999 г.) и Филарета Ичалковского (август 1999 г.) и прославление 11 мучеников Мордовии на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 г.


Ведомости Мордовской Митрополии