Главная » ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЫ » Деятельность митрополита Саранского и Мордовского Зиновия

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ЗИНОВИЯ, МИТРОПОЛИТА САРАНСКОГО И МОРДОВСКОГО на XXIX Международных Рождественских образовательных чтениях

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ЗИНОВИЯ,

МИТРОПОЛИТА САРАНСКОГО И МОРДОВСКОГО

Ваши Преосвященства, ваши Высокопреподобия и Преподобия! Дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые участники XXIX Международных Рождественских образовательных чтений! Я рад приветствовать всех вас на традиционном церковно-общественном форуме, который каждый год собирает для масштабной и совместной работы государственных, политических, общественных, религиозных деятелей, руководителей системы образования, муниципальных служащих, учёных, педагогов, и все тех, для кого важна историческая судьба нашего Отечества! Каждый год мы, предваряя открытие больших Рождественских чтений в Москве, рассматриваем и осмысливаем важнейшие проблемы и явления, которые являются для всего нашего общества системообразующими.

Заявленная тема чтений - «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»!

Обращение к таким великим сынам и защитникам Отечества, как великий святой благоверный князь Александр Невский, которые силой своей личности, мощью своего духа спасали Россию от порабощения или даже полного уничтожения, особенно актуальны в настоящее время.

Строить жизнеспособное будущее, можно лишь хорошо выучив уроки истории. Для того, чтобы Россия не превратилась в пространство без народа, а с населением, лишенным исторического импульса, необходимо вглядеться в глубь веков и найти и осмыслить те основания, которые помогли преодолеть тяжелейшие исторические испытания и стать великим народом, со своей великой культурой и со своей великой историей.

Почему это так важно в настоящее время? Мы видим, что цивилизационные основания общемировой культуры извращаются до неузнаваемости, а человек на наших глазах переступает черту добра и зла и узаконил многие ранее считавшиеся богомерзкими различные грехи (такие как однополые браки, сатанизм). Становятся очевидными устранение человечности в самом человеке. Происходит обесценивание человеческой жизни, в результате чего становится позволительным беззаконно уничтожать целые народы, целые страны, попираются международные права и законы, ложь становится легальным глобальным инструментом политических реалий сосуществования человечества.

Отношения Запада и Востока, как во времена благоверного князя Александра Невского, так и в настоящее время стоит перед нами как непростая проблема. Мы видим, как агрессивно посягают представители Западной цивилизации на все, чем можно овладеть, как наращивают силы для нового передела мира, для захвата жизненно важных энергетических районов, как вокруг нашей страны нарастает объем военного потенциала.

Но не только эти угрозы несут опасность сегодня всему человечеству.

Объявленные непререкаемыми так называемые западные ценности – “права человека”, “свобода” и ”демократия” –явились идеологическими фикциями, необходимыми для политических спекуляций. Мы видим циничное системное попирание не только прав человека, но и попирание прав целых государств и их безжалостное уничтожение. Также развенчаны мифы о свободах и демократии. Свобода как инструмент для объявления равночестными добра и зла, порока и добродетели, красоты и безобразия. Это можно назвать свободой от совести. А древний цивилизационный принцип демократии извращен до своей полной противоположности, заключающейся в тотальном насилии и диктатуре. Налицо ценностный нигилизм, то есть, отрицание ценностных оснований – это и есть апокалиптический предвестник конца истории. Европейская культура, как порождение духа, утратив свои святыни, заканчивается на технократической ноте. И ещё один штрих к Европейской культуре, это поглощение её бесчисленными мигрантами, наводняющими её жизненное пространство. Происходит смешение культурных и религиозных традиций.

Мы наблюдаем нарастающий распад и деградацию культур в человечестве. Отчего это происходит? В эпоху Нового Времени было провозглашено освобождение человека от веры от религии. С утратой человеком соотнесённости с высшим миром, с миром идеальным, миром духовным, утрачивается и нравственное основание, а в силу этого исчезает нравственный импульс, нравственный императив, нравственное целеполагание. А именно на нравственном

основании зарождается и формируется культура. Потеряв свою ориентацию между Небом и землёй, человек утрачивает и своё осознание самого себя, свои основополагающие цели и принципы, а значит, и нравственное развитие также выносится за скобки.

У человека есть базовые вопросы, которые даны в основании его природы, его души. Человек всегда ищет ответ на вопросы – что есть сам человек, в чём смысл его жизни, что есть мир, что есть Творец… По-разному отвечая на эти вопросы, рождались и разные цивилизации, и разные культуры, разные веры, как духовные традиции.

Почему мы поднимаем эти вопросы? Потому что именно в них кроются ответы для осмысления парадигмы культуры Запада и Востока, так называемой Европейской культуры, взрощенной на христианстве, трёх основных его ветвей —католической, протестантской и на православной вере восточной традиции, на которой сформировалось духовное самосознание России.

Богатство нашей культуры воспитывалось на духовных основаниях Святой Православной Церковью. Все её (культуры) многообразие вырастало на основе религиозного союза человека с Богом. И всё святое, все лучшее нравственное, вся совесть народа, все доброе воспитано православной верой и Церковью. Это наша история, это наша данность. И как ни пытались мудрецы ХХ века вычеркнуть эту данность из самосознания нашего народа, она дошла до наших дней. И именно восстанавливая духовные основания, мы сохраняем свою самоидентичность и принадлежность к великой русской

культуре, несущей нам твердое основание, заключенное в ясном представлении о добре и зле, доброй совести и чести, нравственном долге. Всё это стало сердцем или душой жизни народа. Вместе с религиозной культурой в нашу жизнь вошли особые свойства нравственных качеств, такие как жертвенность, любовь к ближнему, стойкость в защите Отечества, супружеская верность, честь и правда, верность данному слову. И многое-многое другое, что делает религиозных людей и надёжными гражданами земного Отечества, и поднимает их нравственные качества для того, что является самым главным в человеческой жизни – достижения гражданства Небесного Отечества, Царства Небесного. В связи с этим, и цели, и содержание, и сам характер жизни народа строятся на высших принципах духовности, а значит, и нравственность и культура несут в себе принципы добра, возвышенности и красоты.

Наша с вами задача осмыслить эти духовные и культурные сокровища, принесенные из глубины нашей истории, и суметь передать будущим поколениям эти настоящие ценности наших народов. Именно нравственные и духовные качества, делают человека устойчивым от воздействий греха и порока, убивающих людей, создают своего рода прививку от нравственного зла и деградации, всегда несущих разрушения и смуту, как в личной жизни человека, так и в обществе. А нам всем нужны не великие потрясения, а великая Россия со здоровой экономикой и здоровым обществом, с нацией, разговаривающей не на языке истмата, а соблюдающей свой нравственный, культурный и духовный код.

В связи с этим позвольте мне сказать несколько слов о том, что в этом направлении планируется или уже сделано нами в соработничестве с государственными структурами и общественными институтами в области образования и воспитания детей, юношества и молодёжи в нашей республике. Эта деятельность осуществляется во многом благодаря принятой несколько лет назад региональной программы Духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи в Республике Мордовия. Содержание программы отличается системностью и целостностью и охватывает все сферы присутствия молодых людей. Это, разумеется, прежде всего образование, причём все его уровни, правоохранительные органы (и это сфера включает в себя два разных вида деятельности: окормление личного состава и пастырское попечение о заключенных, арестованных и задержанных), вся сфера медицины, спортивные, молодёжные и военно-патриотические организации. В последние годы клирики митрополии ведут работу даже с представителями субкультур, на что отдельно два года назад дал напутствие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Подчеркну, что каждое озвученное на пленарном заседании направление будет пространно и полно разбираться, и обсуждаться на секционных слушаниях.

Мордовская митрополия заключила соглашения о совместной работе в области духовного взаимодействия с большинством министерств и ведомств в республике. Вся вышеназванная работа была бы невозможна без поддержки органов региональной власти, учебных заведений и консолидации всех здравых общественных сил. Четыре года назад мы создали научную базу – ею стал научно-исследовательский и экспертно-консультативный центр (НИЭКЦ) по духовно-нравственному воспитанию и образованию при Национальном исследовательском Мордовском государственном университете. В частности, именно на его базе реализуются многочисленные образовательные программы для учителей средней школы, преподающих курс «Основы православной культуры», совместно с епархиальными отделами религиозного образования и катехизации систематизируются наработки в области образовательных проектов и взаимодействия с образовательными учреждениями.

Большую роль в этом синнергийном процессе отведена Саранской Духовной семинарии. Она преобразована из духовного училища совсем недавно – в 2017 году, в то время, когда на всей канонической территории Русской Православной Церкви, напротив, существовали обоснованные тенденции к упразднению духовных училищ в центры подготовки приходских специалистов по внебогослужебной деятельности. И мы – архиереи Мордовской митрополии и другое духовенство, и государственные деятели нашей республики – хорошо осознавали всю степень ответственности, взятую нами, и степень доверия выраженную Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. Поэтому ежедневно мы направляем на развитие нашего высшего духовного учебного заведения большие усилия. Саранская Духовная Семинария сейчас является не только местом подготовки будущих пастырей, но и значимой площадкой в

республиканском научном и образовательном пространстве.

Серьёзными звеньями в цепи процесса духовного развития детей, юношества и молодёжи являются и другие крупные вузы и образовательные центры в Мордовии. В Мордовском государственном университете, на базе Историко-социологического университета продолжается подготовка теологов-бакалавров, профессорско-преподавательский состав здесь системно взаимодействует со священнослужителями епархии. Большую работу со студенчеством проводят клирики храма при университете, который освящен в честь небесной покровительницы учащихся мученицы Татианы.

Во взаимодействии со священнослужителями епархии находится ректорат и профессорско-преподавательский состав Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева. Преподаватели, студенты Саранской Духовной Семинарии и духовенство епархии, осуществляют в режиме программной и системной деятельности посещения в педуниверситет, для проведения встреч со студенчеством и профессорско-преподавательским составом университета в рамках проекта «Диалоги». Буквально несколько дней назад, мы в вместе с секретарем епархии и священниками из епархиального отдела образования и катехизации посетили этот вуз, где прошла прекрасная встреча. Ректор университета Марина Владимировна Антонова предприняла серьезные меры для обеспечения санитарных норм, которые являлись условием проведения мероприятия. И это еще раз показывает нам, что не взирая

на эпидемиологическую обстановку при желании, можно осуществлять необходимые процессы жизни. Мы все очень рады, что у молодёжи, тем более – будущих учителей, возникают вопросы о базовых основах нашей жизни, и они хотят нести добро всем людям, всему обществу и государству.

Большую совместную работу мы проводим и с сотрудниками образовательного центра «Учитель13.ру», бывшего республиканского института образования, в стенах которого мы сейчас проводим пленарное заседание региональных Рождественских Чтений, с педагогами Мордовского гуманитарного института, филиала академии народного хозяйства и государственной службы. И я рад, что даже в наше сложное время, это взаимодействие продолжается.

***

Образование неотделимо от воспитательной работы с молодежью, и Саранск сегодня – центр православного служения в молодежной среде в Поволжском Федеральном Округе. По благословению и при поддержке Предстоятеля Русской Православной Церкви в 2015 году в столице Мордовии был организован Координационный центр Синодального молодежного отдела в ПФО. Предпосылкой и основой к этому стала деятельность в рамках озвученной нами программы, а также развитое и развивающееся организованное православное молодежное движение в Мордовии.

При общем руководстве епархиального молодежного отдела и поддержке региональных органов

исполнительной власти у нас действует общественная организация "Союз Православной молодежи Мордовии", которая вместе с десятками молодежных клубов на приходах, по сути, является основой этого движения. В ней насчитывается несколько тысяч участников, объединённых в десятки клубов-направлений. Нет ребенка, юноши и молодого человека, в сердце которого не теплилось бы стремление к активному доброму делу. Основная идея молодежной работы епархии как раз и состоит в поощрении, дальнейшей реализации и развитии этих импульсов. Артём Алексеевич рассказал об актуальных направлениях такой работы. Я могу назвать самые успешные проекты нашей целенаправленной молодежной деятельности. Это Пасхальный фестиваль, на который приглашаются мастера, умеющие делать что-то своими руками и желающие научить этому других; ежегодный Сретенский бал; клуб Евангельских чтений. Естественно, что церковная и околоцерковная жизнь невозможна без дел сострадания и так называемого «призрения» - от слова «призреть», поэтому здесь молодежный актив консолидируется с социальным отделом епархии. Очень важным делом для молодых стал проект арт-терапии «Счастливый день» для детей с ограниченными возможностями. Он реализуется ныне совместно со студентами педуниверситета на базе Саранского епархиального управления, в большом цокольном помещении, которое отдано для нашей «молодежки». Этот проект реализуется с 2018 года, и успел стал лауреатом конкурса грантов Президента России и конкурса «Православная инициа

успешного и не единственного совместного взаимодействия церковной молодежи и студентов, которые пока ещё далеки от Церкви. Когда наш епархиальный молодёжный отдел попросил помочь и провести несколько творческих занятий, то откликнулись даже те, кто к верующим себя открыто не относит. А теперь эти юноши и девушки уже сами собираются и идут к детям в дома-интернаты, чтобы поделиться теми навыками творчества, которыми владеют сами. Такая же ситуация – с помощью нуждающимся: престарелым, малоимущим, многодетным, людям, которые оказались без постоянного места жительства. В этом году эта работа стала особенно важна. Даже простая поездка в район с вещами в дом престарелых, которая для нас кажется делом обыденным, становится для многих молодых людей поворотной точкой в жизни. Подобную работу - комплексную, широкую, методически проработанную - мы и ретранслируем здесь в Саранске на важнейших мероприятиях, подобным сегодняшним Рождественским чтениям.

***

 

В этом году Рождественские чтения посвящены фигуре праведного князя Александра Ярославича Невского. Это очень актуальная фигура для всей нашей истории, тем более о ней часто вспоминают во времена невзгод. Блестящий военноначальник, не потерпевший поражений, тонкий дипломат, стратег-аналитик – Александр Ярославич сочетал эти качества со христианским смирением, состраданием и заботой о вверенном ему на попечении

народе. Наверное, Господь послал нашим предкам такого государственного деятеля, потому что никто другой в этот страшный период нашей истории не сохранил бы государство и не дал ему то направление, которое через два века приведет к объединению России.

Святой благоверный князь был не только победителем-полководцем и политиком-стратегом. Он прежде всего был верным чадом Церкви. На нашей Поволжской земле, недалеко от нынешней Мордовии, он принял схиму и отошел ко Господу. Он был земной человек, но соединился со Христом, Которого любил, и смерть для него стала приобретением (см. Флп. 1:21).

Для всех нас этот великий человек спустя века остаётся образцом в вере Господу, любви к Отчизне и соотечественникам. Он остаётся и одной из стержневых фигур в нашей истории, вокруг которой объединяются самые разные люди. Не случайно в приветствии к прошлым Международным Рождественским чтениям Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что «историческая правда скрепляет общество, помогает представителям разных поколений ощущать себя единой, сплоченной нацией, служит патриотическому воспитанию молодежи».

Судьба государства всегда строилась на мужестве, духовном единстве и силе народа.

Этим темам так или иначе будут посвящены открываемые нами Чтения. Они являются этапом к участию в больших Международных Рождественских Чтениях, которые пройдут в январе в Москве.

Я желаю всем вам успехов в работе этого важного форума во благо нашей Республики, нашего Отечества и его будущего, которым являются наши молодые поколения. Помощи вам Божией!

Спасибо за внимание!


Ведомости Мордовской Митрополии