Главная » ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЫ » Деятельность митрополита Саранского и Мордовского Зиновия » Служение архиерея

6 июня, в Троицкую родительскую субботу, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий совершил Божественную литургию и панихиду

6 июня 2020 года, в Троицкую родительскую субботу, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий совершил Божественную литургию и панихиду в домовом храме святого благоверного князя Александра Невского в Паломническом центре Иоанно-Богословского мужского монастыря в с. Макаровка.

Его Высокопреосвященство совершил богослужение архиерейским чином.

За богослужением читалось два Евангельских отрывка: дня (Ин. 21:15–25) и за упокой (Ин. 6:35-39).

Сегодня мы читаем последние строки Евангелия от Иоанна, и здесь любимый ученик Спасителя повествует нам о разговоре воскресшего Христа с Петром и о своем собственном разговоре с Христом. В центре диалога между Иисусом и Петром стоит не тема покаяния, а тема любви. Иисус не спрашивает Петра, сожалеет ли он о своем троекратном отречении, и Петр не произносит слова раскаяния: сожаление и раскаяние как бы само собой подразумеваются.

Спрашивая Петра о том, любит ли он Его, Иисус говорит именно о жертвенной любви. Не случайно за троекратным исповеданием Петра следует предсказание Иисуса о том, что он закончит жизнь не своей смертью. Как Бог возлюбил мир настолько, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3:16), и как Сын настолько возлюбил Своих овец, что жизнь Свою положил за них (Ин. 10:15), так и Петру предстоит доказать любовь к Учителю не словами, а собственной жизнью.

Однако в 21-й главе есть еще одна значимая фигура: это «ученик, которого любил Иисус». Как мы помним, на Тайной вечере он возлежал у груди Иисуса, и Петр через него задавал вопрос Учителю (Ин. 13:23–26); потом оба они бежали к гробу Иисуса, но любимый ученик бежал быстрее и вошел первым (Ин. 20:2-4). Сейчас же именно он, а не Петр, первым узнает стоящего на берегу Иисуса. Иоанн Златоуст по этому поводу отмечает: «Петр и Иоанн опять обнаруживают особенности своих характеров. Тот был пламеннее, а этот возвышеннее; тот стремительнее, а этот проницательнее. Поэтому Иоанн первый узнал Иисуса, а Петр первый пошел к Нему...».

Второй Евангельский отрывок от Иоанна начинается со слов Иисуса: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Еще одну важнейшую тему затрагивает Иисус в читаемом сегодня отрывке: о том, что воля Божия заключается в спасении всех без исключения людей, уверовавших в Иисуса. Эта мысль утверждается при помощи четырех определений: 1) к Иисусу придет всё, что дает Ему Отец; 2) Он не изгонит ни одного приходящего к Нему; 3) из того, что принадлежит Ему, ничего не должно погибнуть; 4) всякий верующий в Него будет иметь жизнь вечную. Дважды Иисус напоминает о том, о чем говорил иудеям ранее: что верующих в Него Он воскресит в последний день. [Толкование из книги «Иисус Христос. Жизнь и учение»].

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. После сугубой ектении Глава Мордовской митрополии вознес молитву, читаемую во время распространения вредоносного поветрия.

За Божественной литургией митрополит Зиновий молился о болящих, поминал новопреставленных, известных и неизвестных нам.

После отпуста архиерей в центре храма совершил панихиду в память всех от века усопших православных христиан.

Троицкая родительская суббота – это день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота перед днем Святой Троицы – праздником Святой Пятидесятницы. Этот день именуется днем рождения Церкви. По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение. Поминовение всех усопших христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что Сошествие Святого Духа завершило домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие.


Видеоматериалы

Ведомости Мордовской Митрополии