Главная » Наши публикации

Почему 3 июня — особый день для Саранска. О самой почитаемой христианской святыне в столице Мордовии

3 июня Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери, установленный в честь  спасения Москвы в 1521 году от нашествия ордынцев под предводительством крымского хана Махмет-Гирея. Хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Ордынцы в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

Этот день отмечается по всей стране, но для Саранска он особенный вдвойне. И вот почему.До начала XX века в Саранске было два особо почитаемых образа: Спаса Нерукотворного – в Спасском соборе, и список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери в Иоанно-Богословском храме. Список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери очень старого письма (скорее всего – московского). По преданию, эта икона была принесена в Саранск еще в XVII веке, когда город только начинал строиться, и помещена в самой первой Иоанно-Богословской церкви, еще деревянной, на месте которой в 1693 году был возведен нынешний Иоанно-Богословский собор.

Настоящим чудом является то, что образ дошел до наших дней, пережив вместе с храмом несколько пожаров. Из поколения в поколение передавались рассказы о многих исцелениях, происходивших по молитвам перед чудотворным образом. По преданию, каждый такой случай записывался в специальную тетрадь, которая после революции была утеряна. Есть версия, что в 1886 году Владимирская икона Божией Матери была перенесена из -Богословской церкви в только что открытый и освященный Спасский собор. Во всяком случае, среди особо чтимых святынь в соборе была такая же икона – тоже старинная и московского письма. Об одном и том же образе идет речь, или их было два – понять нельзя.

После того, как в середине 40-х годов XX века Иоанно-Богословский храм был возвращен Церкви, священнослужители решили разыскать древнюю святыню, веря, что Господь не позволил предать ее уничтожению. И чудотворный образ действительно был найден. В 1999 году икона была украшена новой цельнотканой серебряной ризой. В настоящее время святыня установлена в храме,  в киоте под стеклом.  

Кстати, Иоанно-Богословский собор сам по себе является огромной святыней Мордовии. Это — самый старый храм в нашей республике (более того — вообще самое старое здание). Так что строили новый Иоанно-Богословский собор мастера, привезенные из Москвы, и делали они это по последней моде того времени – в стиле нарышкинскогобарокко.В облике собора гармонично сочетаются русские храмовые традиции и принесенные в Россию элементы западной архитектуры, которые ясно просматриваются в рисунке колокольни, увенчанной самым первым в Саранске шпилем. Объясняется это просто: сам храм – квадратное в плане строение, увенчанное пятью небольшими главами с крестами – был окончательно построен около 1693 года и имел три престола: главный освящен в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, правый – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, левый – в честь святителя Николая Чудотворца. Примыкающие же к главному зданию зимнюю часть (ее еще называют трапезной) и колокольню пристроили уже в 1711 году. Храм даже сейчас не теряется в окружении высотных строений, что же говорить о временах минувших, когда он был окружен только одноэтажными жилыми домами, являясь центральной архитектурной доминантой. 

С Иоанно-Богословским храмом связано замечательное историческое событие. Верующие люди, когда в начале 30-х годов XX века Иоанно-Богословский храм был закрыт, не страшась репрессий (вполне реальных, ведь это легко можно было подвести под статью о контрреволюционной агитации, и это – однозначный расстрел) начали рассылать письма во все республиканские и центральные инстанции с просьбой вернуть церковь прихожанам. Что удивительно, это возымело действие, и храм вновь открыли. Впрочем – ненадолго. В феврале 1938 года храм опять закрыли. Но на волне потеплевшего во время Великой Отечественной войны отношения власти к Церкви и, в немалой степени, благодаря письму от имени более 600 прихожан в адрес правительства страны, Иоанно-Богословский храм в 1944 году был снова открыт. К этому времени он получил статус соборного, поскольку остался единственным действующим храмом в Саранске и прилегающих районах. Уже три года шла страшная война, мимо храма везли на кладбище солдат, умерших от ран в саранских эвакогоспиталях, и батюшки, служившие здесь, наверняка читали по ним заупокойные молитвы. Если не явно, то тайно – непременно. Молились они и за болящих. Их было особенно много в травмпункте, здание которого располагалось рядом с храмом и ранее принадлежало приходу. Ну а после Великой Отечественной в Иоанно-Богословской церкви служили священники, сами прошедшие войну – такие, как диакон (имя его до наших дней не дошло), державший кадило рукой, на которой после ранения осталось только два пальца.

Еще один интересный факт. В 1946 году Иоанно-Богословский храм был заново оштукатурен и расписан, и можно только гадать, откуда взялись средства для этого ремонта, ведь приобрести тогда стройматериалы частным образом в стране было просто невозможно. Вряд ли их выделили городские или республиканские власти, ведь статус памятника архитектуры XVII века федерального значения храм получил лишь в 1960 году.  Сейчас Иоанно-Богословский соборный храм, который в народе называется «старым собором», живет очень насыщенной приходской жизнью. Каждые полгода сюда доставляются святыни мирового значения (и сейчас в нем пребывают иконы святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, и блаженной Матроны Московской, с частицами святых мощей). Вместо советской «компромиссной» росписи (тогда храм расписали маляры — в перерыве между заборами и стенами новостроек) под сводами храма лики святых выводят профессиональные художники. Развивается молодежный клуб. В «старом соборе» год от года становится всё больше прихожан. Многие приходят именно к особой святыне — Владимирской иконе Божией Матери. 

Видеоматериалы

Ведомости Мордовской Митрополии