Главная » Публикации

«ВСЯКОЕ ТВОРЧЕСТВО ЕСТЬ ПО СУТИ СВОЕЙ МОЛИТВА…»

Молодежь по сути своей креативна, каждый стремиться выделиться, блеснуть своими талантами и способностями. До поры это может даже не проявляться внешне, но заложено в характере человека изначально. Да, здесь можно усмотреть некий оттенок гордыни, но это же свойство юношеской натуры служит и источником энергии для того, чтобы желание самореализации вылилось в реальные свершения. А задача Церкви как раз и состоит в том, чтобы эту энергию направить в правильное русло созидания, личного духовного развития,  и вместе с этим - на пользу всему нашему обществу в целом.

И тут возникает главный вопрос – как, на каком поприще может выделиться и проявить свои способности человек старшего школьного возраста (а именно это, как бы сухо ни прозвучало, «главная целевая аудитория» отделов молодежного служения), который еще не имеет ни профессии, ни опыта в каком-либо деле. Причем проявиться так, чтобы не только ему самому, но и другим было интересно. И единственный, пожалуй, ответ на этот вопрос – творчество, причем во всей широте его оттенков.

Бог, которого в «Символе веры» мы называем Творцом неба и земли, создал человека по образу и подобию Своему, а значит вложил в его душу и частичку божественного стремления творить – создавать что-то необычное, чего не было прежде. Это косвенно признавал даже атеистично настроенный Виссарион Белинский, когда писал: «Способность творчества есть великий дар природы, акт творчества в душе творящей есть великое таинство, минута творчества есть минута великого священнодействия». Ему вторил и набожный Николай Гоголь: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». Антон Чехов как бы подвел черту в этом вопросе (если рассматривать его с религиозно-философской точки зрения): «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют», а Иосиф Бродский увенчал его мыслью потрясающей глубины: «Всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего».

В том, что стремление творить заложено в нас изначально, можно воочию убедиться, понаблюдав как рисуют дети – особенно те, что едва вышли из младенческого возраста. Смысл того, что они выводят на бумаге (а также на всём, что оказалось под рукой), нам, взрослым, чаще всего неведом (разве что угадаем «солнышко» в желтом кружочке), но дело даже не в этом, а в том, с каким желанием и старанием дети это делают, а потом гордо преподносят нам в подарок или на оценку их живописных способностей.

С переходом из «нежного возраста» в более осмысленный это желание творить никуда не пропадает, разве что приглушается всё нарастающим с каждым годом грузом обязанностей. И нужно не упустить этот момент, потому что обязанности будут всё прибавляться и прибавляться. Разумеется, даже появление у молодого человека семьи и постоянной работы (если она сама по себе не является творческой) автоматически не превращает его в сухого прагматика, но с маленькой оговоркой: если стремление к творчеству уже начато им в какой-то мере реализовываться прежде. Недаром Христос в евангелии так часто использует в притчах образ взошедшего или невзошедшего зерна.

Теперь о конкретике – как молодежное служение, благословленное священноначалием, реализуется на местах. Ведь для того, чтобы эта работа не превратилась в одно только доведение рекомендаций соответствующего синодального Отдела (где, нельзя не признать, трудятся настоящие профессионалы-практики, которые дело знают) до ответственных за молодежную работу на приходах, нужно и самим подходить к делу творчески. В первую очередь – развивая и поддерживая те направления работы, что находят наибольший отклик у молодых людей. Главное здесь – не просто заинтересовать и «зажечь» их, но и сделать так, чтобы они самоорганизовались. Ведь один начальник епархиального отдела молодежного служения со всем не справится, ему просто времени и рук не хватит, чтобы за всем проследить и всё наладить.

Один из последних примеров – участие студентов Саранского художественного училища в проекте арт-терапии «Счастливый день» для детей с ограниченными возможностями. Когда из епархии их попросили помочь и провести несколько занятий по рисованию, то откликнулись даже те, кто к верующим себя открыто не относит. А теперь эти юноши и девушки уже сами собираются и идут к детям в дома-интернаты, чтобы поделиться теми навыками творчества, которые сами имеют. В чём здесь заслуга епархиального отдела молодежного служения? Наверное в том, что его сотрудники показали молодым людям путь, на котором они могут творить добрые дела, бескорыстно помогая другим и испытывая радость от этого, а не от гедонистического «окукливания» в эгоистичном мирке личных удовольствий. Конечно, Церкви трудно бороться с повсеместно насаждаемым потребительством, но всегда найдутся юноши и девушки, в душах которых искра Божьего вдохновения еще не угасла.

Еще один немаловажный фактор успешной работы – сотрудничество внутри самой епархиальной системы молодежного служения. Как пример можно привести деятельность клуба «Феникс», действующего при саранском храме Казанской иконы Божией матери. Всего там около двадцати активных участников, что для приходского клуба, наверное, оптимальное число (не при каждом храме есть помещение, где можно собрать большой коллектив). Одно из их интересных направлений – изучение древних языков – греческого и латинского, но это, что называется, деятельность внутренняя. А дела на благо других – выезды в социальные учреждения города и республики, где ребята дают самодеятельные концерты с участием своего кукольного театра и молодежного хора. И бывает, что возникает проблема с тем, что одного желания участников мало, нужно иметь и соответствующие музыкальные способности. И тогда «Феникс» приглашает молодых людей с других городских приходов – тех, кто умеет петь или играть на музыкальных инструментах – так что концерты получаются сводными.

Из самых успешных проектов, реализованных отделом молодежного служения Саранской епархии в последние годы, хотелось бы назвать Пасхальный фестиваль, на который приглашаются мастера, умеющие делать что-то своими руками и желающие научить этому других, и, конечно же, ежегодный Сретенский бал. И надо сказать, что эту идею руководству отдела пришлось долго отстаивать. Некоторые священнослужители, которые обычно поддерживают и благословляют все начинания Союза православной молодежи Мордовии, в этот раз засомневались – а согласуется ли само понятие танцев с православными традициями? И где, в паломническом центре монастыря! Пришлось объяснять, что это не какая-то спонтанная задумка, а использование опыта, уже много лет существующего в столичных епархиях как вид миссионерской деятельности. И, надо сказать, надежды организаторов оправдались. После проведения первого же Сретенского бала сработал «школьный телеграф»: участники рассказали друзьям, те своим знакомым. Из них кто-то звонил, чтобы узнать о возможности участия в следующем мероприятии, кто-то интересовался через соцсети. Потом были уже личные встречи, на которых молодые люди убеждались, что присутствие рядом священника и служение молебна – это совсем не страшно. И число участников Сретенского бала с каждым годом всё больше.

Отдельно хотелось бы затронуть еще один один немаловажный аспект. В настоящее время в деятельности отдела молодежного служения Саранской епархии в той или иной мере принимают участие около трехсот юношей и девушек. Большинство – в возрасте от 16 до 25 лет. Но есть среди них и люди, кому далеко за тридцать. Значит то зерно, о котором говорил Спаситель в евангельских притчах, проросло. Вот к чему, как нам кажется, мы все должны стремиться в своей работе.


Ведомости Мордовской Митрополии