Главная » Меню » Архиерей » Послания

Слово митрополита Саранского и Мордовского на пленарном заседании Межрегиональной научно-практической конференции «Теология в культурно-образовательном пространстве региона» в Саранске, 11 октября 2019 г.

Ваши Преосвященства!

Многоуважаемые руководители и преподаватели!

Всечестные отцы, братья и сестры!

Меняются времена, проходят и исчезают цивилизации, возникает невиданный до сих пор технологический подъём, но неизменной остаётся высокое достоинство человеческой природы в этом мире.

В настоящее время на наших глазах происходит переоценка оснований жизненной парадигмы человека. Ориентация на материальные ценности не смогла ему заменить богатство внутреннего духовного мира. Поэтому человек, как центральная фигура в этом сотворённом мире, направил свой взгляд на самого себя, на свою человечность, на своего Творца. Для этого он обратился к своему духовному основанию, а это в свою очередь потребовало от него вернуться к своему религиозному опыту.

Религия в современном мире приобретает все более значимое влияние на различные сферы деятельности человека и прежде всего на формирование концепций понимания самого человека и смысла его существования. Если вчера философия, теология и различные гуманитарные науки могли находиться на разных позициях в сфере понимания глубинной природы человека, то в настоящем наступило время их положительного научного взаимодействия и сближения. Прежде всего, в области основополагающих вопросов бытия человека. Серьёзные отрицательные явления в сфере нравственности, безопасности жизни на планете и легализация изуродованного образа человека, призывает нас всех к кардинальному пересмотру тех причин, которые могут повлечь мир к глобальной катастрофе.

От того как человек понимает сущность своей природы, смысл своего бытия зависят стратегии и содержание его жизни, его развития. Сегодня теологи, философы, ученые и педагоги объединяют свои познавательные усилия вокруг этой главной тайны бытия – тайны человека. Эта тайна кроется в глубинах души человека.

Нас интересует постижение феномена человека во всем его многообразии и целостности. По христианской антропологии человек призван к вечности и святости.

Понимание этого под силу только разуму, просвещённому светом религиозной истины. Духовный мир открывается духовному разуму, который необходимо специально формировать и воспитывать. Такой сферой, изучающей религиозный мир человека и духовные законы, является богословие. Но богословие, как система мысли, раскрывает свои знания не только для формирования духовной жизни человека, но и раскрывает миру, его культуре, философии и науке великие тайны познания Божественных смыслов. Поэтому и философия, и наука должны направить свои усилия на восприятие религиозных принципов богословия, а богословие должно помочь им раскрыть глубины бытия человека.

Богословское определение термина «религия» обозначается следующим образом: «религия – это живой, сознательный, духовный союз Бога и человека». В этом определении есть очень важный штрих, который определяет характер этого союза, он должен быть не только духовным, т.е. открытым человеку от Самого Бога, не только живым, т.е. воспринятым самим человеком, но он, для того чтобы стать живым и действующим союзом, обязательно должен быть осознанным. Т.е. - Бог открывает человеку, а человек познаёт и воспринимает богооткровенные действия Бога.

Наша сегодняшняя тема посвящена именно богословию в культурно-образовательном пространстве, - теологии, т.е. той системе познавательных усилий в которых раскрываются содержание и смысл религиозной жизни человека во всей её многообразии.

Скажу несколько слов о теологии. Теология, как и философия, принадлежит к гуманитарным система мысли. Она, как и любая научная дисциплина, обладает своим ясно очерченным содержательным пространством, обладает всеми характеристикам научно – методологического порядка.

Краеугольным камнем научного метода является объективность и беспристрастность. Каждая научная область обладает своей, только ей присущей методологией, своими способами обоснования, своими критериями, своим достаточно устойчивым кругом людей, сообществом, объединённых системой, в которой протекает научное исследование.

Социальные и гуманитарные науки существенно отличаются по своим методам теоретизирования и эмпирики, от естественных наук. Своеобразие гуманитарного познания заключается в широте критериев и подходов, в которых определяется ценностная система координат. Результаты научной деятельности гуманитарного профиля значительно тоньше и сложнее проверяются на объективность, потому что мир человека гораздо сложнее, глубже и многограннее всего, что в мире.

Подпадает ли теология под категорию научных дисциплин? Этот вопрос звучит, как наследие ХХ века, как отголосок вульгарного атеизма в нашей стране. Мы не согласны с мнением тех ученых, которые ссылаются на «не научность теологии» и её содержания, и поэтому выводят область теологии за пределы научного исследования в высшей школе. Крупнейшие университеты Европы -колыбель европейской науки образовывались из факультетов теологии и философии и научные достоинства теологии, как целостной научной системы в них никогда не подвергались сомнению.

Теология является научной, теоретической и эмпирической системой знаний, обладающей всеми характеристиками научности. Известный отечественный философ Александр Архипович Ивин так характеризует науку: «науку можно определить как систематическое, дифференцированное, осуществляемое сообществом ученых исследование окружающей реальности, имеющее своей целью ее объяснение и понимание». Всеми этими качествами теология обладает.

Теология обладает научными методами, которые представлены системой категорий, ценностей, регулятивных принципов, способов обоснования, а также обладает богатейшим опытным материалом, представленным в трудах бесчисленных подвижников религиозного благочестия, излагающих принципы духовного совершенствования человека, в опыте религиозной святости. Теоретический и эмпирический материал достижения святости, полученный и проверенный в бесчисленном количестве положительных результатов, в силу своей повторяемости, говорит о его объективном характере. Это соответствует важнейшему научному требованию: «воспроизводимость – повторяемость проведенных другими исследователями наблюдений и экспериментов, причем с теми же результатами, что и полученные ранее» (Ивин А.А. Современная философия науки. С. 4.).

Кардинальный пересмотр концепции человека требует создания кардинально новой системы образования, где воспитание призвано стать его фундаментальной основой. Столь многоплановую задачу может решить только синтез теологии, философии и науки.

Одним из неисчерпаемых источников знаний о человеке и его воспитании является область теологии, как конфессиональное богословие. Выступая на конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве», митрополит Иларион сказал следующее: «Теологическая перспектива, наряду с перспективой философской или культурологической, способна открыть представителям иных дисциплин новые ракурсы, подходы, свежий взгляд на старые проблемы».

Определяя суть теологии как особой формы познания действительности, владыка Иларион указал, что теология есть систематическая форма выражения доктрины определенной религиозной традиции, ее вероучения, она формирует религиозное мировоззрение. Создание качественной и современной системы теологического образования в такой стране как Россия, где на протяжении многих столетий в мире и согласии живут лица разных вероисповеданий – один из факторов устойчивого развития государства и межрелигиозного мира в нем».

А теперь о религиозной антропологии. В этой области познания нельзя ошибаться. Человек в своей религиозности – надкосмическое существо. Мы не перестаём в удивлении взирать на самих себя…Когда человек подходит к пропасти, которая есть вечность, он в трагизме смотрит на величие своего предназначения и свои не осуществленные возможности. Вопрос о Боге для человека центральный. Человек вглядывается в свое будущее, он постоянно вопрошает о своих конечных реальностях поскольку угроза небытия наводит его на вопрос о вечном бытии, которое нужно искать и находить. Трагедия и угроза небытия для человека побеждается только в Боге, Который объемлет и побеждает конечность человека и его трагизм. Вне Бога только небытие. Нам необходимо как можно больше знать о себе, о нашем вечном предназначении, о тех возможностях совершенства во всем, которые заложены в нас… Мы предлагаем посмотреть на человека, как на любимое творение Бога, которому Бог благоволил открыть Свои миры, миры Своего блага.

В раскрытии для себя этих благ человек обретает полноту своей настоящей человечности. Носителями такой полноты были те, кто преодолел все оковы земного бытия, кто открыл для себя сияющую духовную красоту своей бессмертной души, кто восстановил утраченное совершенство, кто наполнил свое вечное бытие великим смыслом. Эти носители полноты человечности и в этом мире, и во всех мирах Мира Божьего – это святые. Вся история человечества нанизана на историю их святости. Исследование их опыта воспитания и самовоспитания в настоящее время важно, как никогда раньше. Именно в совершенстве святой человеческой природы и заключено преодоление того, что мы называем злом в этом мире. (совершенство антропологической парадигмы).

Сегодня на повестку дня надо ставить решение вопроса как совместно искать столь необходимую всем истину, для чего нужна реальная интеграция всех важнейших сфер теоретического и практического познания в области религиозного опыта.

Нам необходимо всем познавать и приобретать религиозный опыт, как опыт высокой духовной и нравственной жизни. Это происходит опосредованно через свою религиозную традицию и созданную ею культуру. Именно к познанию и трансляции этой традиции и культуры призвана теология как особая система наук, где религиозный опыт, есть источник богословских знаний.

Когда мы говорим об интеграции процессов познания о человеке, то речь идет об органичном объединении всей системы антрополого-педагогического знания истиной о высоте духовного предназначения человека.

И второй – не менее важный аспект: у теологии, философии и науки общий предмет познания и, по словам Константина Дмитриевича Ушинского - «предмет воспитания» это – человек, а значит и должно быть общее пространство его изучения. Поэтому мы надеемся, что в наше время вера и знание, теология и философия, религия и наука на новом витке своего извечного диалога в единстве добрых усилий, смогут разрешить глобальные проблемы человека, смысла его существования, его развития и воспитания.

ДОПОЛНЕНИЕ

Сегодня высшее образование, будучи областью подготовки профессиональных кадров, является необходимой основой развития всей образовательной деятельности Церкви. Развитие всех направлений внутренней и внешней церковной деятельности, включая просвещение, миссию, социальную и молодежную работу, требует участия лиц с высшим богословским образованием.

- В современных условиях Саранская духовная семинария видит своей задачей осуществление фундаментального теологического образования, адаптированного к условиям развития современного российского общества, а также подготовку высокообразованных священнослужителей Русской Православной Церкви. Реализуемая в настоящее время образовательная и научная политика Семинарии строится на комплексе взаимосвязанных образовательных, научных и учебно-методических мероприятий, нацеленных на реализацию основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология. (Министерство образования и науки российской федерации Приказ от 17.02.2014 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта)

Сегодняшнее событие, собравшее в этом зале представителей органов исполнительной и государственной власти, научно-педагогического сообщества, общественных объединений священнослужителей Мордовской митрополии, еще раз демонстрирует дальновидность того начинания, которое на протяжении ряда лет позволило конструктивно строить и развивать церковно-государственные отношения в Республике Мордовия, что сейчас дает возможность успешной реализации совместных региональных проектов и программ воспитания и духовно-нравственного просвещения. Можно смело утверждать, что в республике сформировалась особая заслуживающая всемерной поддержки модель поступательно развивающегося сотрудничества Государственной власти и Русской Православной Церкви.

В нашей республике действует региональная программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Мордовия на 2015 – 2025 годы», инициаторами которой выступили Глава Республики Мордовия и Мордовская митрополия. Мероприятия, предусмотренные программой, носят комплексный характер и призваны охватить все учреждения и социальные группы, в которых присутствуют представители подрастающего поколения. Отмечу, что в качестве одного из приоритетных в Программе заявлено направление дальнейшего изучения православной культуры в светской школе на всех уровнях (младшей, средней и старшей), что должно способствовать обогащению и развитию национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального российского государства. Реализуя их, мы все вместе будем содействовать процессу возвращения духовно-нравственных начал отечественному образованию и воспитанию.

Одним из важнейших пунктов Программы является формирование научно-теоретических и методических основ воспитания. В этом направлении уже ведется плановая работа. Благодаря совместным усилиям руководства Республики Мордовия, Мордовского государственного университета и Мордовской митрополии на базе факультета дополнительного образования был создан «Центр по духовно-нравственному воспитанию и образованию», который осуществляет проведение научно-исследовательской, учебно-методической, экспериментальной, консультативной работы в сфере духовно-нравственного образования и воспитания, культурно-просветительской деятельности, на территории Республики Мордовия.


Видеоматериалы

Ведомости Мордовской Митрополии