На этой неделе Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери. Появление икон Божией Матери церковное предание связывает с именем евангелиста Луки, который, обладая талантом художника, еще при жизни Девы Марии запечатлел Ее образ. Естественно, оригинал изображения до нашего времени не дошел, но осталось большое число списков.
Эксперты полагают, что Владимирская икона была создана в Константинополе в первой трети XII века. Потом Константинопольский патриарх подарил ее киевскому князю, и с 1131 года она находилась в Богородичном монастыре в Вышгороде. Ее с самого начала стали почитать как национальную святыню. Потом святыня была доставлена в XII веке князем Андреем Боголюбским, будущим святым в лике благоверных. По названию города чудотворный Богородичный образ и получил наименование.
В истории явлено много других чудес, совершенных по молитвах перед Владимирским образом. А сколько верующие получили откликов от Господа и Пресвятой Владычицы Богородицы, по сокровенным мольбам перед разными списками этой чудотворной иконы – мы даже представить себе не можем. Самая намоленная святыня Мордовии – это тоже список Владимирской иконы Божией Матери, который постоянно находится в старейшей церкви нашей республики – Иоанно-Богословском соборном храме на улице Демократическая. Его горожане с любовью называют «Старым Собором».
Здесь возносились молитвы ко Господу в самые драматичные времена в жизни Саранска и всей России; в период гонений на Церковь верующие объединялись и добивались открытия храма, несмотря на реальную опасность репрессий; несколько десятилетий сюда шли не только горожане и жители пригородов, но и верующие из отдаленных районов Мордовии.
В августе 2006 года был открыт новый кафедральный собор, освященный в честь святого и праведного воина Феодора Ушакова. Свято-Феодоровский собор стал одним из самых крупных и величественных храмов Поволжья.
Но и Иоанно-Богословский храм по-прежнему называется собором – в память его значения в становлении и сохранении Православия на мордовской земле. Люди специально идут в старый храм – на намоленное место.
«Он стал кафедральным собором, но он никогда не претендовал на эту роль: в свое время он получил этот статус только потому, что был единственным храмом в городе. Конечно, надо отдать должное: его строили столько лет назад, а он до сих пор является настоящим архитектурным чудом на фоне безликих многоэтажек. Но главное другое: сколько литургий здесь совершено, сколько слез выплакано за все годы его существования. На протяжении нескольких веков здесь совершался и совершается молитвенный подвиг многих поколений», – отмечал ещё в 2018 году настоятель собора, благочинный церквей Центрального округа Саранска протоиерей Алексий Селезнев.
Сегодня Иоанно-Богословский соборный храм остается одним из главных центров духовной жизни города, динамично развивающимся приходом, хотя и скрытым от глаз публики жилыми кварталами, офисными зданиями и торговыми центрами. Не удивительно, что именно сюда по благословению митрополита Саранского и Мордовского Зиновия для молитвенного поклонения верующих постоянно приносятся православные святыни мирового значения.
Праздник Владимирской иконы Божией Матери, список которой находится в Иоанно-Богословском храме и является на данный момент самым почитаемым образом в городе, является очень значимым днем для прихожан старейшего прихода и для всех православных горожан.
Нам достоверно известно, что эта икона чудотворная и старинная.
«Из поколения в поколение передавались рассказы о многих исцелениях, происходивших по молитвам перед чудотворным образом. По преданию, каждый такой случай записывался в специальную тетрадь, которая после революции была утеряна», – рассказывал старейший клирик Старого Собора митрофорный протоиерей Николай Чадин.
Правда, в XIX веке между обителями возник спор – чья святыня древнее. Но от этого почтение и молитвенное благоговение перед ними нисколько не уменьшались. Среди прочего, Дмитрий Фролов приводит данные о драгоценном обрамлении саранской иконы: в 1814 году надворная советница Варвара Афанасьевна Малышкина пожертвовала серебро на оклад для образа. На протяжении последующих десятилетий вклады на украшение иконы тоже не являлись редкостью, и к началу XX века риза представляла собой большую ювелирную ценность. Сокровища были реквизированы властью в 1918–1921 годах.
В Старом Соборе есть удивительные иконы, которые были спасены верующими от уничтожения (прежде всего, мы говорим об образах, находившихся раньше в разрушенном Спасском соборе), а потом переданы в Иоанно-Богословский храм. Эти святыни также достойны отдельного последующего рассказа. Но история Владимирской иконы Божией Матери в прошлом веке сложилась иначе.
«Лишившаяся драгоценного оклада, после разрушения Петропавловского монастыря, а затем и закрытия Иоанно-Богословской церкви, икона попала в краеведческий музей», – приводит архивные данные музея Дмитрий Фролов: «Вот как в записи № 396 из инвентарной книги предметов религиозного культа за 15 января 1940 года описывается святыня: «Икона Владимирской Богоматери, очень древняя… вся икона обложена ризой из вишневого бархата, покрыта бисером, блестками и искусственными камнями. Размер 80 × 61 сантиметров. Икона из Вьясовой мужской пустыни (мужской монастырь), основанный в 17 столетии. Икона на Вьяс была принесена 2 старцами и ими же основан монастырь. Икона после закрытия монастыря переходила из церкви в церковь в Саранске». В той же книге, в записи № 425 от 8 марта 1940 года видим и вторую икону – «Икона Владимирской Богоматери, копия с древней иконы за № 396, судя по письму тоже древняя. Размер 62 × 82 см». Как, каким образом, кем, когда (ясно, что до 1950 года), по чьему решению были возвращены эти иконы и куда делась вторая Владимирская? Найдутся ли ответы на эти вопросы – сложно сказать».
Действительно, обстоятельства, связанные с возвращением чудотворного образа в церковную ограду, стали ещё одной тайной. «Священнослужители верили, что Господь не позволил предать уничтожению святыню. И чудотворный образ действительно был найден. Это – промысл Божий», – сказал митрофорный протоиерей Николай Чадин.
Мы можем представить то скорбное время, и насколько нужна была верующим Саранска их намоленная святыня. Иоанно-Богословский храм был вновь открыт в разгар страшной войны. В немалой степени это произошло на волне потеплевшего во время Великой Отечественной отношения власти к Церкви. Наверняка повлияло и письмо от имени более 600 прихожан в адрес правительства страны. Храм при этом получил статус соборного, поскольку остался единственной действующей церковью в Саранске и прилегающих районах. Мимо нынешнего Старого Собора везли на кладбище солдат, умерших от ран в саранских эвакогоспиталях, и служившие здесь клирики читали по ним заупокойные молитвы. Молились они и за болящих. Ну, а после войны в Иоанно-Богословском храме служили клирики, сами вернувшиеся с фронта – такие, как диакон (имя его до наших дней не дошло), державший кадило рукой, на которой после ранения осталось только два пальца.
Но при этом образ окружен ореолом таинственности и множеством легенд. Мы даже вряд ли сможем узнать наверняка, когда именно он был написан.
«В 1665 году в «Строельной книге города Пензы» упомянута мордовская деревня Авьяс (ныне это село Большой Вьяс Пензенской области), неподалеку от которого, на правом берегу реки Вьяс «при источнике», на рубеже XVII и XVIII веков поселились старцы-иноки Иоанн и Тихон, принесшие с собой Владимирскую икону Богоматери, ставшую главной святыней обители. Однако в 1764 году Вьясская Владимирская мужская пустынь была упразднена и возродилась только в 1801 году, но самостоятельности не имела (исключая период в несколько лет), и в разные годы была приписана то к Саранскому Петропавловскому монастырю (бывший Ильинский, основанный в начале 1690-х годах, находился рядом с нынешним кафедральным собором), то к Пензенскому архиерейскому дому. Очевидно, что в период, когда обитель была приписана к Саранскому Петропавловскому монастырю, древняя чудотворная икона была перенесена туда, а во Вьяс прислан список практически в меру и подобие святыни.
В Петропавловском Саранском монастыре в 1817 году была выстроена специальная Владимирская церковь для хранения чудотворной иконы и в память о ратниках города и уезда, погибших в войне с Наполеоном», – поведал заместитель директора по научной работе Мордовского республиканского краеведческого музея Дмитрий Фролов.
«Еще один факт. В 1946 году Иоанно-Богословский храм был заново оштукатурен и расписан, и можно только гадать, откуда взялись средства для этого ремонта, ведь приобрести тогда стройматериалы частным образом в стране было просто невозможно. Вряд ли их выделили городские или республиканские власти, ведь статус памятника архитектуры XVII века федерального значения храм получил лишь в 1960 году», – говорит известный своими историческими очерками журналист Михаил Ишенин.
Вот таким был период в истории Саранска и в истории неотделимого от него прихода Старого Собора, когда в его стенах вновь был обретен чудотворный лик. Сегодня поклониться ему может любой желающий, достаточно просто прийти в Иоанно-Богословский соборный храм.
Митрополит Зиновий совершил ночную Божественную Литургию святителя Василия Великого и Чин Великого освящения воды
Митрополит Зиновий совершил Царские часы в кафедральном соборе святого праведного воина Феодора Ушакова
2021 Официальный сайт Саранской епархии